Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т. е. в процессе общения. «В этом про­цессе ребенок, человек и научается адекватной деятель­ности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания»33.

Другое положение А. Н. Леонтьева, которое находит­ся в тесной связи с уже приведенными, состоит в том, что достижения человеческой деятельности, ее резуль­тат—уровень развития науки, производства, культуры и т. д. — не фиксируются в морфологической структуре

31 Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека, с. 40.

32 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, с. 411.

33 Там же, с. 413.

61

человека, т. е. способности, отложившиеся в предметах культуры, не передаются по наследству. Способности человека представляют собой новообразования34.

По А. Н. Леонтьеву, биологически унаследованные свойства человека не определяют психических способно­стей, а составляют лишь одно из условий психических функций и способностей.

Говоря о роли задатков индивида, А. Н. Леонтьев отмечает, что она выражается в основном в некоторых специальных, «главным образом динамических, чертах его деятельности; таково, например, влияние врожден­ных типов высшей нервной деятельности» э5.

А. Н. Леонтьев справедливо подчеркивает роль об­щения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей. Однако в его концепции остается невыясненным вопрос: почему при правильно поставленном обучении и воспитании способности ока­зываются различными у разных людей? По нашему мнению, основу этих различий надо искать в двух на­правлениях: во-первых, нужно исходить из жизнедея­тельности именно данного индивида как возможного общественного источника развития его способностей;

во-вторых, из различия не только природных — физио­логических, анатомических (которые признаются и А. Н. Леонтьевым и др.), но и психических особенно­стей.

Представляется, что неодинаковость физиологиче­ских и анатомических особенностей служит условием и для различий в психической деятельности.

Признание же различий в психической деятельности означает возможность развития индивидов в разном направлении.

Развивая проблему способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологиче­ского аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опы­та, но и связь способностей с личностью как психологи­ческим образованием. «Способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления

34 См.: Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике чело­века.—«Вопросы психологии», 1960, № 6.

35 Леонтьев А, Н. Проблемы развития психики, с. 415.

62

знаний, следовательно, проявление творческого приме­нения этих знаний, новаторской позиции самого челове­ка в отношении знаний, которые он усваивает, самосто­ятельности и сознательности. Таким образом, предпола­гается, что способность не есть простое накопление знаний...» 36, — пишет он.

Б. Г. Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций. Автор подчеркивает далее мысль, что развитие способ­ностей связано с развитием всей личности, ее характе­ра и т. д. Он конкретизирует положение о том, что спо­собности формируются в деятельности индивида, при этом считает, что в ходе деятельности создаются опре­деленные способы -организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на ха­рактере человека. Б. Г. Ананьев прослеживает тесней­шую связь способностей и характера («способности включаются в характер») и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и несколько противоречивый процесс.

Большой интерес представляют высказывания Б. Г. Ананьева о природе таланта, его многосторонно­сти, связи с характером, волей, целями человека. «Та­лант есть сложное, многочленное образование актив­ности человеческой личности»37,—пишет он. Для раз­вития таланта необходимы определенные условия, прежде всего—всестороннее развитие человека, разно­образие его способностей. При отсутствии всесторонне­го развития личности как основного условия развития таланта невозможно говорить и о самом таланте. Он связывает талант с рядом свойств личности. «Вот по­чему настоящий талант,—пишет Б. Г. Ананьев,—пред­полагает развитый и крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана» 38

< Назад | Дальше >