Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

58

Развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками,—это и есть развитие его способностей, а развитие способностей че­ловека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений»26.

Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия; способности не пред­определены, они не существуют в готовом виде до раз­вития человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в процессе его взаимодейст­вия с вещами и предметами, продуктами исторического развития»27.

С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека. «Развитие способно­стей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, от­крывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация налич­ных возможностей» 28.

Работы, выполненные" под руководством С. Л. Ру­бинштейна его сотрудниками (Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинским, А. М. Матюшкиным, Н. С. Мансу­ровым, К. А. Славской, И. С. Якиманской и др.), заклю­чались в раскрытии психологических механизмов мыс­лительного процесса, в изучении закономерностей анализа, синтеза, обобщения, составляющих основу мыслительной способности. Основной смысл этих работ состоял в том, чтобы изучить не результат мыслительной деятельности, а 'сам ее процесс (анализ, синтез, обобще­ние) , который приводит индивида к самостоятельному решению, дает ему возможность делать новые обобще­ния. С. Л. Рубинштейн считал, что именно возможности

26 Там же, с. 220—221.

27 Там же, с. 227.

2S Там же, с. 227—228.

59

индивида приходить к новым обобщениям и составляют. основу, ядро умственных способностей. На основе тео­ретических и экспериментальных исследований мышле­ния автор пришел к выявлению структуры умственных способностей.

Основной вопрос, который возникает в связи с ана­лизом методологической стороны сложившихся в совет­ской психологии концепций способностей, заключается в том, как можно соотнести (и учесть в психологиче­ском исследовании) исторический (филогенетический) аспект развития способностей, если психология имеет дело с индивидом, с онтогенетическим процессом, и на­сколько правильно выводить меру развития индивиду­альных способностей, качество этого развития, его особенности из исторически сложившихся и развиваю­щихся в масштабе истории особенностей развития спо­собностей человечества. Иначе говоря: исчерпывается ли индивидуальное развитие (онтогенетическое) способно­стей усвоением индивидом общественно-исторически сложившихся способов деятельности.

А. Н. Леонтьев присоединяется к определению спо­собностей, которое принято другими авторами. Он пи­шет: «Широко принятое определение способностей со­стоит в том, что это свойства индивида, ансамбль которых обусловливает успешность выполнения оп­ределенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развиваются онтогенетически в самой деятель­ности и, следовательно, в зависимости от внешних усло­вий» 2Э.

В своих работах по проблеме способностейзс А. И. Леонтьев последовательно проводит мысль о ре­шающей роли социальных условий, воспитания в разви­тии способностей человека и в меньшей мере (в отличие от Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, В. И. Киреенко) 'придает значение природной стороне способностей; он относит к природным особенностям врожденные типы высшей нервной деятельности. Но,

29 Леонтьев А. Н. О формировании способностей.—«Вопросы психо­логии», 1960, № 1, с. 8.

30 См.: Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека,— «Вопросы философии», 1961, № 1; Он же. О формировании спо­собностей; Он же. Проблемы развития психики. Изд. Щ. М., 1972,

60

как справедливо замечает В. А. Крутецкий, понятие природных предпосылок способностей не исчерпывает­ся типами высшей нервной деятельности.

Основная идея А. Н. Леонтьева, которая проводится почти во всех его работах, где затрагивается проблема способностей, такова: все психические функции и спо­собности, свойственные человеку как общественному су­ществу, развиваются и формируются в результате овла­дения опытом предшествующих поколений. «Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются теми конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих усло­виях его жизнь» ".

При этом А. Н. Леонтьев считает, что для того, что­бы овладеть предметами, воплощающими человеческие способности, сложившиеся в процессе развития общест­венно-исторической практики, индивид должен осущест­вить активную и адекватную деятельность по отношению к ним.

Считая, что процесс освоения мира является одно­временно процессом формирования у людей специфиче­ских человеческих способностей, А. Н. Леонтьев пишет, что «главная особенность рассматриваемого нами про­цесса усвоения, «присвоения» или овладения состоит в том, что он создает у человека новые способности, но­вые психические функции» 32.

< Назад | Дальше >