Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Как правильно сделать массаж мужу

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Несмотря на то что советская психологическая наука в решении проблемы способностей всегда исходила из марксистской теории, однако (особенно это относится к начальному этапу разработки этой проблемы в 30-х годах) марксистские принципы не были полностью, адек­ватно реализованы во всей их глубине. Более того, проб

49

лема способностей в советской психологии длительное время испытывала на себе влияние взглядов буржуазных психологов, стоящих па ложных позициях в понимании этого вопроса и рассматривающих способности или не­способности как следствие врожденности и наследствен­ности. В ходе дальнейшей разработки проблемы на ос­нове марксистских принципов был преодолен взгляд на способности как на наследственно закрепленное и неиз­менное свойство личности, как на продукт исключитель­но социальной среды, которая понималась как нечто застывшее, как фатально действующая сила '.

Одной из первых серьезных попыток применить мар­ксистскую теорию к проблеме способностей является работа С. Л. Рубинштейна «Проблемы психологии в тру­дах Карла Маркса» («Советская психотехника», 1934, т. VII, № 1), которая имела принципиальное значение для развития марксистской психологической теории в целом. В этой статье был выдвинут принцип единства сознания и деятельности, который конкретизировался по мере развития психологической науки. Конкретизацией этого принципа явилась и постановка вопроса о развитии спо­собностей в деятельности2.

Это положение о взаимосвязи способностей и деятель­ности стало ведущим в советской психологической науке и предопределило все последующие работы, посвящен­ные изучению данного вопроса. Иначе говоря, проб­лема способностей оказалась органически зависимой от постановки проблемы деятельности.

Введение принципа деятельности в изучение психи­ческих явлений имело непреходящее значение как для психологии в целом, так и для проблемы способностей в частности. Во-первых принцип деятельности был реаль­ным средством борьбы с недиалектическим пониманием

' Подробнее о педологии см.: Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М, 1972; Петровский А. В. История совет­ской психологии. М., 1967.

2 Несколько раньше (1933) в том же журнале была опубликована статья С. Г. Геллерштейна «О психологии труда в работах К. Мар­кса», где он проанализировал положения К. Маркса об обществен­но-исторической сущности человеческих способностей, о влиянии труда и системы разделения труда на их развитие и формирова­ние и др.

50

способностей, которое было свойственно в известной мере начальному этапу разработки этой проблемы в совет­ской психологии. Во-вторых, этот принцип открывал новые возможности не только для теоретической разра­ботки проблемы, но и для конкретных исследований способностей.

В дальнейшем будет прослежено, как изменения самой постановки проблемы деятельности сказались и продолжают сказываться на разработке и проблемы способностей.

Исследование проблемы способностей в советской психологии было продолжено работами Б. М. Теплова.

Б. М. Тенлов и ею ученики рассматривают способно­сти прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способно­стей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями ра­зумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не ста­нет говорить о способностях там, где дело идет о свойст­вах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основополож­никами марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям».

Во-вторых, способностями называют не всякие вооб­ще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже вырабо­таны у данного человекаэ.

Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отноше­ние к успешности выполнения той или другой деятель­ности, Б. М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характе­ризует данную личность. Причем эти отдельные способ­ности, по Б. М. Теплову, не просто рядоположены и не­зависимы друг от друга, а каждая из них может изме-

3 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М , 1961, с. 10. 51

Няться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способно­стей.

Исходя из этих положений, автор подчеркивает, что «мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного вы­полнения данным человеком той или другой деятель­ности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким поня­тием является «одаренность», понимаемая как то каче­ственно своеобразное сочетание способностей, от кото­рого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятель­ности» '.

Б. М. Теплов пишет, что следует говорить не об ода­ренности вообще, а об одаренности только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Понятие «одаренность» должно быть соотнесено с «конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой прак­тики».

< Назад | Дальше >