Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Тем самым возникает возможность, во-первых, рас­смотреть более широкую (чем только деятельность) совокупность предпосылок индивидуальных способно-

40 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с. 19.

41 См.: Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности с. 144—152

46

стей. Во-вторых, появляется возможность в исходных пунктах анализа индивидов наметить принцип их раз­личия, который обычно констатируется как факт разли­чия самих способностей (способности рассматриваются как различающие индивидов). В данной работе и пред­полагается рассматривать различие индивидов как ос­нование для различения их способностей. В-третьих, в данной работе дальнейший анализ способностей опи­рается на методологический принцип, разработанный К. А. Абульхановой в книге «О субъекте психической деятельности», согласно которому сущность психической деятельности индивида раскрывается исходя из кон­кретности всех социальных условий жизнедеятельности данного индивида. Психическая деятельность выполняет функцию регуляции жизнедеятельности данною, кон­кретного индивида. Само различие способов жизнедея-1ельности индивида порождает и разли-пе зат,ач психи­ческой регуляции. Поэтому различия психических особен­ностей и способностей людей могут быть объяснены не из самой психики, а исходя из занимаемого индивидом места в системе общественных отношений.

Намеченные методологические принципы изменяют обычное представление о соотношении способностей и психической деятельности в целом. В психологии рас­пространено мнение о том, что различия в психике от­дельных людей выражаются в их способностях и некото­рых индивидуальных свойствах. Однако вопрос, откуда же возникают эти различия и почему они воплощаются только в способностях, не ставился. В лучшем случае он связывался лишь с физиологическими, природными свой­ствами, задатками и т. д. (Б. М. Теплов и др.). Постанов­ка вопроса о психической деятельности как регуляторе различий, возникающих в общественном бытии разных индивидов, позволяет думать, что способности есть вы­ражение общего свойства психической деятельности, которое заключается в ее различности у разных инди­видов.

Глава вторая

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Характеристика способностей

В предыдущей главе способности рассматривались с точки зрения их общей философско-социологической характеристики. На этой основе были сформулированы основные методологические принципы, имеющие непос­редственное отношение к развитию способностей инди­вида.

Эти методологические принципы намечают иные под­ходы к проблеме способностей, чем те, которые уже сложились. В этой связи возникает вопрос: правомерна ли постановка вопроса об изменении подходов к проб­леме способностей и с чем это связано?

Нам представляется возможным ответить на этот вопрос утвердительно. Развитие психологической науки в целом требует совершенствования, а в каких-то слу­чаях и видоизменения тех подходов, которые уже сло­жились и приобрели форму «постулатов».

В психологии как конкретной науке происходит глу­бокая дифференциация конкретных областей исследова­ния, в которых накапливается значительное количество новых данных. В психологические исследования вводятся новые, ранее не использованные методы. Эти исследова­ния не только продвигают вперед отдельные области психологического знания, проливают свет на конкретные области психологической науки, но и изменяют представ­ление о психической деятельности в целом. Поэтому переосмысление принципов, на которых базируется психологическая теория, вполне целесообразно.

То же относится и к психологической теории способ­ностей. В психологических концепциях способностей, существующих в советской психологии, имеет смысл вы­делить основные методологические принципы и соответ-

48

ственно рассмотреть, какие из них претерпели те или иные изменения, какие из принципов, лежащих в основе теории способностей, были обусловлены преходящими историческими задачами на том или ином определенном этапе развития науки, какие представляют собой реали­зацию в конкретной психологической науке важнейших марксистских положений.

В этой главе исследованию будут подвергнуты основ­ные вопросы проблемы способностей, разрабатываемой советскими психологами. Анализу подлежат важнейшие вопросы-теории способностей, а именно: определение способностей, их структура, индивидуальные различия в способностях и др. Эти и другие вопросы будут рас­сматриваться преимущественно с методологическим ак­центом.

Предваряя дальнейшее изложение, можно сказать, что теория способностей не отличается большим изоби­лием различных точек зрения 'по поводу понимания сущ­ности способностей, их материальной основы, путей раз­вития и т. д. Взгляды советских психологов в последние годы на природу способностей не отличаются большой разноречивостью, можно говорить лишь о тех или иных нюансах в трактовке этого вопроса. За последние годы не было выдвинуто каких-либо новых гипотез, которые вызвали бы развитие исследований по проблеме способ­ностей с новых, ранее не обозначенных, неизвестных сторон.

Рассматривая существующее понятие способностей, необходимо иметь в виду, что оно складывается в ре­зультате изучения конкретных, специальных способно­стей и анализа способностей в теоретическом плане.

Работы советских психологов условно можно разде­лить на два типа: один из них преимущественно анали­зирует проблему способностей в теоретическом плане, другой — связан с изучением конкретной структуры специальных способностей: музыкальных, математиче­ских, организаторских и т.д.

< Назад | Дальше >