Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

33 Там же, с. 317

31 Там же, с. 317—318.

35 Там же, с. 326.

38 Там же, с. 335.

44

дивидами, если бы не 'были .неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой...» 37

Таким образом, из приведенной цитаты следует, что марксизм признает существование неравной индиви­дуальной одаренности, а следовательно, и неравную работоспособность, рассматривая это как результат неравных естественных потенциальных свойств и особен­ностей человека. Это положение сохраняется и при со­циализме. В. И. Ленин писал в этой связи, что «равен­ства сил и способностей людей в .социалистическом об­ществе ждать нелепо» 38.

Достижения современной науки, в частности генети­ки, физиологии, практика школьного обучения также свидетельствуют о том, что не бывает двух совершенно одинаковых людей. «На Земле нет двух одинаковых по генетическим задаткам людей. Каждый чем-то отлича­ется от другого» 3",— пишут В. Д. Тимаков и Н. П. Боч­ков. Каждый человеческий индивид как общественное существо имеет свою психологическую организацию;

эта организация отличается своеобразием, особенностя­ми 'и индивидуальными отличиями у различных челове­ческих индивидов. По своим анатомическим и физио­логическим особенностям люди от рождения отличны друг от друга, естественно предположить поэтому, что они столь же различны по своей психической ор­ганизации, своим природным психическим свойствам вообще.

Анализ способностей выдвигает проблему различий в психической деятельности людей и общих предпосы­лок этих различий, которые связаны не только с физио­логическими и анатомическими особенностями, но и с различными способами общественной жизнедеятельно­сти .индивидов.

Четвертое методологическое положение состоит в признании различия индивидов по их психологической природе.

К. Маркс говорит о природном (в широком смысле), социальном различии индивидов, о различии их образа

37 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 19, с. 19.

38 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 24, с. 364.

39 Тимаков В. Д., Бочков Н. П. Социальные проблемы генетики че­ловека.—«Вопросы философии», 1973, № 6.

жизни, способа жизнедеяюльности Осущесгвление чого или иного способа жизнедеятельности при наличии при­родных и социальных отличий индивидов друг от друга обусловливает и своеобразие их психической деятель­ности. «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами»4,—писали Маркс и Энгельс. Эта проблема подробно анализируется в книге К. А. Абульхановой41.

Следовательно, проблема различия индивидов начи­нается не с анализа их способностей, а с констатации исходного психического различия индивидов д противо­вес взгляду об их психическом тождестве.

Наконец, пя1ая методологическая посылка состоит в 1ом, что у человеческого индивида имеются те или иные потенциальные свойства и особенности, но послед­ние могут возникнуть, развться, реализоваться лишь при определенных социальных условиях, вне которых нет и не может быть и самого человека. Иначе говоря, всячески подчеркивая значение природных свойств и осо­бенностей, было бы неверно рассматривать их вне со­циальных условий. Однако влияние социальных условий отнюдь не идет в направлении уравнивания, нивелиров­ки индивидов, их стандартизации.

Следовательно, социально-философские положения классиков марксизма-ленинизма, касающиеся проблемы индивида, его общественного способа существования, различия в осуществлении его жизнедеятельности, поз­воляют наметить некоторые исходные методологические принципы психологического исследования этой проблемы. Эти принципы, как будет показано ниже, выводят по­становку проблемы способностей за пределы уже ело жившейся в нашей психологии традиции, рассматри­вающей развитие способностей в пределах связи способ­ности — специальный вид деятельности, позволяют выйти за пределы только этой связи, поскольку рассмат­ривают способносчи как свой^ва общественного инди­вида,

< Назад | Дальше >