Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Возникает вопрос, какое значение имеет этот со­циально-философский анализ, данный в трудах клас­сиков марксизма, для понимания психологического аспекта способностей. Из понимания взаимосвязи раз­вития общественной сущности человечества и индивида (его способностей кэк развивающих общественную сущ­ность) можно перейти к анализу способа существования индивида, в котором он реализует свою общественную сущность. С этими явлениями непосредственно имеет дело психология.

38

В трудах классиков марксизма мы находим не толь ко философско-социологическии анализ способностей В рамках этого анализа есть много ценнейших выска зываний, имеющих непосредственное отношение к пси­хологическому анализу способностей индивида.

Исследуя проблему общественного развития в це­лом, К. Маркс и Ф. Энгельс писал;?: «Первая предпо сылка всякой человеческой истории—это, конечно. существование живых человеческих индивидов. Поэто­му 'первый конкретный факт, ко-юрый подлежит конста­тированию,—телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. В еще большей степени, это—определенный способ дея тельности данных индивидов, определенный вид их жиз­недеятельности, их определенный образ жизни»23.

В другом месте они подчеркивают, что главной пред­посылкой, из которой необходимо исходить при анализе исторического процесса, выступают «люди, взятые не в какой-то фантастической замкнутости и изолирован­ности, а в своем действительном, наблюдаемом эмпи­рически, процессе развития, протекающем в определен­ных условиях»24. «Индивиды, производящие в общест­ве,— а следовательно общественно-определенное про­изводство индивидов,—таков, естественно, исходный пункт»25,—писал К Маркс.

Иначе говоря, классики марксизма анализировали проблему человеческой деятельности и способностей к ней, исходя из единства реального человека и способа его существования, индивида и тех социальных усло­вий, в которых совершается его развитие. Причем К. Маркс, рассматривая проблему деятельности, под­черкивал, что реальным субъектом деятельности явля­ется конкретный человек.

Положение К. Маркса об индивидах как субъектах социальной деятельности может быть рассмотрено в методологическом плане для психологии как принцип конкретности, индивидности (К. А. Абульханова) в анализе способностей.

23 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с 19.

24 Там же, с 25.

25 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч I, с. 17.

39

Второй меюдологический принцип при анализе спо­собностей состоит в том, что сами человеческие инди­виды не пассивные, а активные, деятельные существа, что они, говоря словами Маркса, наделены определен­ными «естественными силами»

«Человек является,—как подчеркивал К. Маркс,— непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного суще­ства, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способное гей, в виде влечений...» 26

Следовательно, человеческий индивид выступает не как некая пассивная сила, которая механически вос­принимает окружающие воздействия. Он сам является активным, деятельным существом, и поэтому нельзя игнорировать эту активность при анализе его способно­стей. В этой связи способность индивида можно рас­сматривать как деятельное начало, как сгусток его деятельности, как деятельность в еще не развернутом виде.

Утверждение, что психическое развитие индиви­да всегда осуществляется в условиях социального окру­жения, и, следовательно, оно всегда имеет место, свой­ственно многим буржуазным концепциям и не имеет ничего общего с марксистским пониманием социального. Марксизм рассматривает социальное не как внешнее окружение, а как существенный способ жизнедеятель­ности индивида и, следовательно, как различный способ его психического развития.

Само психическое развитие может быть различно в социальном отношении. Другими словами, типы со­циального потребления задают различные типы психи­ческого развития. В одном случае индивид осуществля­ет ту или иную профессиональную деятельность при участии всех психических процессов. Однако здесь не всегда происходит превращение психических процессов в способности индивида. В случае такого превращения речь идет уже об особом качестве психической деятель­ности, которое возникает при особом способе общест­венного потребления — индивидуальном. Иначе говоря,

26 Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения, т 42, с. 162—163

40

оба типа общественного потребления—функциональный и индивидуальный—требуют участия психического в осуществлении этого потребления. Но тот тип потреб­ления, который способствует развитию индивида, при­водит к возникновению и особого качества психической деятельности. Можно предположить, что регуляция уже известной деятельности, т. е. деятельности, способы ко­торой уже известны, требует иного качества и иного рода психической активности, чем регуляция осуществ­ления деятельности, иным образом соотносящей субъект и объект. Речь идет не о простой и потому незаметной перестройке способов одной и той же деятельности (или их незаметном усовершенствовании), а о качественно ином характере всей деятельности.

Качественно новый тип психической активности свя­зан всегда с ломкой старого стереотипного отношения к тем или иным явлениям и поиском, отвечающим но­вым задачам, новым требованиям. Поэтому этот пси­хический тип связан всегда с выходом за пределы ре­гуляции только деятельности, с выходом в широкие мо-тивационно-личностные сферы, тогда как узкофункцио-нальный тип остается на уровне исполнительской ре­гуляции. Обычно способности рассматриваются только как результат деятельности индивида, ее итог. Анализ положений К. Маркса о двух типах потребления дает основание для того, чтобы рассматривать способности как предпосылку, возможность человеческой деятель­ности.

< Назад | Дальше >