Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

В зависимости от способа потребления продуктов человеческой культуры индивид может развиваться:

а) в рамках тех достижений, которые зафиксированы в предметах культуры, и тогда правомернее говорить не о способностях индивида, а о его знаниях, умениях, навыках, рассматривая процесс развития как воспроиз­ведение индивидом уже имеющегося в общем фонде культурных ценностей; б) индивид может развивать свои способности как такие, в результате которых до­бавляется нечто новое к тому, что зафиксировано раз­делением труда в тот или иной отрезок времени. В та­ком случае можно говорить о способностях в истинном понимании их значения, как о творчестве, когда инди­видуальные способности превращаются в созданный ин­дивидом материальный или духовный продукт и послед­ний включается в качестве индивидуального вклада в общественное достояние.

Возникает вопрос: при каких же типах или спосо­бах потребления культуры происходит действительное развитие способностей индивида?

Чтобы проанализировать тип потребления, в кото­ром раскрывается собственно деятельность индивида, необходимо обратиться к работам К. Маркса «Из руко­писного наследства» и «Капитал», где анализируется проблема потребления вообще.

К. Маркс пишет, что потребление бывает двух ви­дов: производственное я индивидуальное. «Это произ­водственное потребление тем отличается от индивидуаль­ного потребления, что в последнем продукты потребляют­ся как жизненные средства живого индивидуума... По­этому продукт индивидуального потребления есть сам потребитель, результат же производственного потребле­ния — продукт, отличный от потребителя»" Из приве­денной цитаты видно, что в процессе производственного потребления создается «продукт, отличный от потребите­лей», в то время как процесс индивидуального потребле­ния меняет самого потребителя, т. е. индивида. Указание на необходимость различения производственного и инди-

22 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 195.

35

видуального потребления, сделанное К. Марксом, и его анализ отношения «производство — потребление» имеют методологическое значение для исследования развития индивида.

Смысл и значение такого подхода заключается в том, что он помогает понять более тесную зависимость между культурой общества и развитием индивида на основе этой культуры.

Любому виду деятельности всегда предшествует то или иное потребление культуры. Так, например, прежде чем приступить к работе на токарном станке, человек должен усвоить, потребить некоторые знания по чтению чертежа, технологии исполнения и т д. В результате он оказывается подготовленным к выполнению той или иной профессиональной деятельности, в данном случае— к работе на токарном станке и соответственно к про­изводству предусмотренных этим видом деятельности продуктов — определенных деталей.

Однако характер связи между продуктами культуры, усваиваемыми индивидами (в виде знаний, умений и прочих видов социального опыта), и деятельностью индивидов в этом процессе будет совершенно различным при разных способах потребления. При функциональ­ном, или производственном, потреблении возможно лишь осуществление деятельности, представляющей собой воспроизведение известного способа действия, заклю­ченного в соответствующем продукте. При индивидуаль­ном потреблении происходит не простое воспроизведе­ние полезных свойств соответствующего продукта, а проникновение индивида в его сущность в смысле не только ее познания, но и преобразования. Функциональ­ное потребление необходимо и достаточно для осуще­ствления деятельности индивида при использовании, воспроизведении соответствующего продукта как усло­вии дальнейшей деятельности индивида. При индиви­дуальном же потреблении происходит развитие инди­вида, которое проявляется в его творческом отношении к действительности во всех ее проявлениях

Из социально-философских принципов анализа проблемы развития способностей индивида должны быть сделаны методологические выводы для психоло­гической теории способностей Выше мы установили, что существуют различные уровни социального анализа

проблемы способностей: анализ развития способностей человечества в целом, классовый, конкретно-истори­ческий анализ способностей и, наконец, анализ инди­видуального развития способностей, когда речь идет о развитии способностей реального индивида. Неверно было бы думать, что и для психологии, и для социоло­гии речь идет об одних и тех же способностях, а имен­но психических способностях индивида.

Маркс имеет в виду прежде всего социальное раз­витие индивида как общественного существа, участвую­щего в изменении и развитии культуры как обществен­ной сущности Он подразумевает при этом его способ­ности, в результате которых осуществляется приобщение индивида к общественному богатству, общественной культуре, способность ее дальнейшего развития.

Хотя при анализе процессов потребления имеются в виду индивид и его развитие, речь идет именно о развитии его способностей как непосредственного и но вого вклада в общественную культуру, а не о его спо­собностях, скажем, как индивидуальном достоянии и средстве наслаждения общественной культурой и т. д И хотя Маркс связывает производственное и индиви­дуальное потребление в основном с различием обще­ственно-исторических формаций, поскольку при капи­тализме преобладает производственное, а при комму­низме будет преобладать индивидуальное потребление, значение выделенных им типов потребления выходит за пределы этого различия Имеются в виду разные спо­собы включения индивида в культуру общества, прежде всего в отношении уже накопленного человечеством опыта, т. е разные типы жизнедеятельности индивида как общественного существа, разные способы его взаи­мосвязи с общественной (опредмеченной) сущностью, разные способы участия индивида в ее развитии

Значительную трудность представляет переход от этого общесоциологического понятия способностей к собственно-психологическому. Она связана с тем, что в каждом из этих понятий отражаются существенные стороны, свойственные тому или иному способу анализа способностей. Как было показано выше, при социологи­ческом способе анализа важны: разделение труда, осо­бенности способа производства, развитие производи­тельных сил, противоречия между развитием способно-

37

стей индивида и условиями их реализации в данных кон­кретно-исторических формациях. При психологическом способе анализа — природность, индивидуально-психо­логические различия и др. Задача данного исследования и заключается в том, чтобы выявить ту объективную связь, которая имеется между этими способами.

Способность индивида в социальном смысле, исходя из положения Маркса о различных типах потребле­ния,— не воспроизведение и не пригодность к воспро­изведению уже имеющегося в обществе, а создание но­вого для него. С точки зрения общества способность индивида—это способность выхода за пределы уже из­вестного и закрепленного (зафиксированного) в пред­метной сущности, способность преобразовать и развить общественное достояние, культуру и т. д. Следовательно, говоря о развитии индивида при индивидуальном по­треблении, Маркс имеет в виду не развитие его психи­ческих способностей как таковых, а развитие его в со­циальном, общественном отношении, следовательно, речь идет не о способностях как пригодности к испол­нению того, что уже создано обществом, а о создании нового, о способностях как преодолении ограничений, зафиксированных в общественном разделении труда. Ин­дивид развивается в том направлении, которое дает ему возможность выйти за пределы созданного человече­ством.

Таким образом, начав с посгановки проблемы о раз­витии способностей в зависимости от усвоения продук­тов человеческой культуры, мы имеем возможность че­рез комплексную проблему потребления понять способ­ности как создание новых продуктов человеческой куль­туры, как выход за пределы данного вида деятельно­сти и т. д.

< Назад | Дальше >