Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Неправильно полагать, что культура, социальны? опыт, знания, накопленные человечеством, и т. д. не влияют на развитие способностей индивида. Утвер­ждать так значит исключать одно из важнейших об­щественных условий развития индивида—наличие преемственности социального опыта и психологизировать проблему способностей.

Развитие способностей определяется не только на­личием продуктов человеческой культуры, в которых воплотились способности человечества, а прежде всего деятельностью индивида по их присвоению

Эта проблема рассматривается в работах советских психологов (С Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова).

Возникает вопрос: при каких же условиях потребле­ния 'продуктов человеческой культуры действительно развиваются способности индивида?

Говоря о действительном развитии способностей ин­дивида, мы должны установить точный социальный кри-

32

терпи Развитие способностей индивида, получающее свою характеристику как общественный процесс через анализ процессов потребления, имеет в своей основе социальный критерий общественного вклада индивида в общественную культуру (материальную или духов­ную). Развитыми в общественном отношении способ­ностями обладает в этом смысле только тот индивид, который реализует свои способности в социальном смысле, превращая их в новое (по отношению к извест­ному и им усвоенному) достижение культуры.

Рассматривая развитие способностей индивида, мы берем за основу марксистский анализ проблемы по­требления в том его звене, который характеризует изме­нения самого индивида при определенных типах по­требления.

При разных конкретно-исторических условиях отно­шение всех индивидов к продуктам общественной куль­туры различно; далее, внутри одних и тех же конкрет­но-исторических условий отношение разных индивидов к культуре различно в зависимости от их места (клас­совой принадлежности и т. д.) в системе господствую­щих общественных отношений. Таким образом, при кон­кретно-историческом анализе опредмеченные богатства, воплощающие способности всего человечества, высту-ают как потенциальная возможность развития способ-остей каждого индивида. Эта возможность воплоща­ется в культуре в ее конкретно-историческом понима­нии.

Основной вывод социального подхода к проблеме способностей состоит в том, что культура сама по себе неоднозначно определяет развитие способностей инди­вида. Между индивидом и культурой существуют слож­ные социальные опосредования и соотношения, которые в общем виде могут быть обозначены как социальные условия усвоения культуры. Понятие «социальные усло­вия» требует пояснения, ведь культура сама выступает как условие развития индивида: мера освоения индиви­дом культуры зависит от типа общественных отношений и места в них данного индивида. Социально все индиви­ды социалистического и коммунистического общества имеют доступ к общественному богатству, реализуемый в таких социальных условиях, как наличие свободного времени для усвоения культуры, общее образование,

2 Т И. Артемьева

33

общий культурный уровень массы трудящихся и ряд других социальных моментов.

Выше отмечалось, что непосредственно для психоло­гии имеет методологическое значение уровень соотноше­ния общего, особенного и единичного—момент вклю­чения индивида в духовную жизнь общества. В нашей социологической и психологической литературе эта проблема в самом общем виде обозначается как зави­симость развития способностей от уровня развития культуры общества, от усвоения этой культуры.

Для психологии основной вопрос состоит в том, что­бы выяснить: что же происходит с самим индивидом при усвоении продуктов культуры? Поэтому в основу рассмотрения зависимости между культурой общества (опредмеченными способностями) и развитием способ­ностей людей следует положить реального индивида как субъекта, потребляющего эту культуру.

Однако такое рассмотрение индивида не означает простого описания его активности, деятельности или его обучения и образования. Развитие способностей индивида определяется способом его включения в куль­турную жизнь общества, способом освоения или при­своения им духовных богатств этого общества. Иначе говоря, мы исходим из предпосылки, что развитие спо­собностей каждого отдельного индивида зависит не от наличия самих 'по себе продуктов, результатов культу­ры, а от деятельности индивидов по присвоению этих продуктов

Научный анализ деятельности индивида по присвое­нию кулыуры строится исходя из исследования К. Марк­сом проблемы потребления вообще и духовного в осо­бенности

Через соотношение потребления, производства, об­мена и распределения К. Марксом дается конкретно-историческая характеристика основных процессов, про­исходящих в общественной формации. Нас интересует проблема потребления, раскрывающая соотношение ин­дивида и материальной и духовной культуры, но не на уровне всеобщего в процессах опредмечивания и распред-мечивания, а соотносительно с конкретно-историческими особенностями и, наконец, относительно индивида. Ины­ми словами, в характеристике процесса потребления содержится характеристика собственной деятельности

34

индивида по переработке продуктов человеческой куль­туры при ее усвоении и потреблении.

< Назад | Дальше >