Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

29

ческого положения, было бы неверно не замечать сущест­венных различий, имеющихся между развитием общества и индивида.

В работе ставится задача провести различие между развитием способностей человечества вообще и отдельно­го индивида, а также выявить роль социальных условий в формировании способностей индивидов.

При этом следует исходить из того, что исторический процесс развития человеческого рода и процесс развития человеческих индивидов (взятых в их отдельности, еди­ничности) не тождественны.

Разумеется, что само понятие индивида включает в себя характеристику его как общественного существа. Иначе говоря, способности индивида—это его способно­сти как общественного существа. Однако между теоре­тически определяемым индивидом как общественным су­ществом и практически реальными индивидами сущест­вует различие. Оно заключается в том, что теоретически любой индивид развивает все те способности, которьк определяются данным этапом общественно-историческо го развития, а практически — одни индивиды наделень способностями, которые к тому же иногда кажутся прос то природными свойствами, а не общественными образе ваниями, а другие—нет. Но ведь развитие способносте) индивида определяет общество, чем же тогда вызвано такое различие? В этой связи возникает ряд вопросов:

можно ли общественный процесс развития способностей рассматривать как непрерывное их совершенствование как развитие новых способностей и т. д. или обществен ный характер развития способностей аккумулирован i каждом конкретно-историческом этапе? Как связана между собой общественно-исторический процесс и про­цесс развития способностей индивида?

Эта связь может быть понята через процессы опред-мечивания и распредмечивания. Их философский анализ раскрывает участие индивида в развитии общественно-исторической сущности человека и роль данной сущности в развитии индивида, показывает их взаимосвязь и взаи­мообусловленность.

Однако на этом основании (как явствует из анали­за К. Марксом конкретно-исторических особенностей развития способностей при 'капитализме и других об­щественно-экономических формациях) было бы неверно

30

утверждать, что способности общественного человека во всей их совокупности всегда становятся достоянием каждого индивида.

Способности общественного человека по отношению к каждому индивиду представляют собой лишь возмож­ность, которая реализуется или не реализуется в зави­симости от тех конкретно-исторических условий, в ко­торых находится данный индивид, и зависит непосред­ственно от места, которое он занимает в этих условиях. Таким образом, общественная сущность индивида (оп­ределяемая уже конкретно-исторически) заключается отнюдь 'не в том, что он индивидуально воспроизводит общественную сущность человечества—развивает в себе все способности, развитые и опредмеченные чело­вечеством. В своем конкретно-историческом определе­нии она выступает как различное для разных индивидов (в силу их классовой принадлежности) отношение к общественно-исторической сущности в ее предметном выражении. В каком же виде при конкретно-историче­ском (социологическом) анализе выступает обществен­но-историческая сущность общественного человека?

Выше говорилось, что конкретно-исторически она выражается в культуре, т. е. в опредмеченном мате­риальном и духовном богатстве, созданном посредством человеческих способностей на протяжении всего исто­рического процесса.

Формирование и развитие способностей человека 'невозможно без овладения, присвоения, потребления им продуктов человеческой культуры, без распредмечива­ния вынесенных вовне способностей многих людей, по­колений, которые зафиксированы в культурном насле­дии. Это положение было разработано классиками марксизма в общетеоретической форме применительно к развитию общественной сущности человека. Индивид, присваивая продукты человеческой культуры, в конеч­ном счете развивает и свои индивидуальные способно­сти. Или, говоря точнее, развитие индивидуальных спо­собностей включает своим непременным условием при­своение продуктов культуры, выработанных общест­вом.

Однако неверно утверждать как то, что индивид развивает в себе все способности общественного чело­века (тем самым якобы реализуя свою общественную

31

сущность), так и то, что любой индивид усваивает все содержание человеческой культуры.

Влияние культуры на массовое развитие людей— социальный факт Он выражается, например, в числе учащихся в стране, студентов в высшей школе, образо­вательном уровне, в числе библиотек и их деятельно­сти, числе личных библиотек трудящихся, в посещении лекций и выс1авок, в расширении сети театров и их дея­тельности, в развитии радиофикации, телевидения и т. п

Безусловно, весь этот комплекс дает возможность заключить, что в стране созданы благоприятные со­циально-культурные условия для развития индивида вообще и его способностей в частности. Понятно, что перечисленные культурные условия могут удовлетворять ie или иные запросы человека и в целом служат пока­зателем общественного прогресса.

Человеческая культура, вернее, достигнутый уровень культурного развития хотя и влияет на развитие спо­собностей индивида, но прямо и непосредственно не определяет их уровень, т. е. уровни развития культуры вообще и способностей каждого индивида не совпадают При одном и том же уровне культурного развития об­щества развитие способностей различных индивидов

различно

< Назад | Дальше >