Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Неодинаково выступает и проблема потенциального и актуального в способностях на разных уровнях. Под по­тенциальными способностями в общем смысле слова мы понимаем способности, которые связаны с потенциями самого человека, индивида и которые могут быть либо реализованы, либо не реализованы. В отличие от них ак туальные способности реализуются индивидом в зависи­мости от конкретных условий его жизнедеятельности.

Однако было бы неверно связывать потенциальные и актуальные способности только с естественными потен­циями самого человека. Поскольку развитие как обще-

26

ства в целом, так и каждого человеческого индивида осу­ществляется через развитие материального и духовного производства и происходит в определенной совокупности социальных условий, то в потенциальные возможности развития способностей и общества в целом, и каждого индивида должны быть включены и эти условия.

Таким образом, потенциальные способности, во-пер­вых, включают в себя естественные потенции человече­ских индивидов и, во-вторых, на них влияет и тот уро­вень материальной и духовной культуры (опредмеченные яли материализованные способности людей), который 'могут «потребить» индивиды в данных конкретно-истори­ческих условиях.

В отличие от потенциальных, актуальные способнос­ти—это реализованные способности людей на основе данного уровня культуры, которым они располагали, и тех социальных условий, в которых происходило разви­тие данных способностей. Но анализ потенциальных и актуальных способностей будет неполным, если не учи­тывать возможности их проявления на разных уровнях. Можно говорить о наличии потенциальных и актуаль­ных способностей на уровне общества и на уровне инди­вида.

Поскольку речь идет о проблеме связи поколений в процессе социальной деятельности, о преемственности исторических эпох, то должен быть решен вопрос: как и в каких формах обеспечивается «непрерывность» разви­тия человеческих способностей в историческом масштабе Для этого мы выделяем потенциальные способности—те, которые уже были реализованы людьми в их деятельно­сти на предыдущих этапах общественно-исторического развития и объективированы в продуктах этой деятель­ности. Эти продукты воплощают достигнутый на данном этапе уровень развития человеческих способностей и вы­ступают по отношению к индивидам каждой эпохи как условие или возможность развития их способностей. Для индивида в качестве потенциальных выступают не толь­ко воплощенные в продуктах труда способности челове­чества, но и его природные возможности (задатки) как подлежащие развитию в его жизнедеятельности.

Способности индивидов, проявляющиеся в их «живом труде» (К. Маркс), могут быть названы актуальными способностями. Актуальными способностями на уровне

27

индивида будут те его реальные потенции, которые он реализовал в результате своей жизнедеятельности в дан­ных условиях.

Таким образом, возникновение, дифференциация, раз­витие, совершенствование способностей определяются хо­дом общественно-исторического процесса, его основными особенностями: развитием производительных сил, систе­мой разделения труда, особенностями способа производ­ства. Однако о соотношении потенциального и актуаль­ного в этом смысле можно говорить лишь в общественно-историческом плане. В понятиях потенциальных и акту­альных способностей фактически выражаются не некото­рые свойства абстрактного человека, а соотношение кон­кретно-исторических условий с процессом развития спо­собностей индивида.

Из сказанного очевидно, что общий и конкретно-исто­рический анализ проблемы развития способностей пред­ставляет собой разные уровни философского и социоло­гического анализа данной проблемы. Эти уровни—обще­го и особенного — выступают в качестве методологиче­ских предпосылок для собственно-психологического ана­лиза как анализа на уровне единичного. Психологиче­ский анализ развития способностей ограничивается рас­смотрением проблемы на уровне индивида. Было бы, од­нако, неверно представлять, будто психология, изучая уровень единичного, исследует какие-то абсолютно еди­ничные явления и процессы. Под единичным в данном случае понимается единичное с точки зрения социологии, для которой человеческий индивид и его способности есть единичное, в отличие от более общих объектов — класса, формации и т. п., в то время как для психологи­ческой науки индивид выступает наиболее общей кате­горией.

Таким образом, то, что с точки зрения социологичес­кой науки представляется как единичное, для психо­логии оказывается всеобщим. Такова диалектика соотно­шений социологического и психологического подходов к исследованию проблемы способностей. Иначе говоря, лю­бая наука раскрывает те или иные закономерности объ-. ективной действительности, однако их уровень для раз­личных наук не одинаков. Смысл психологического науч­ного исследования данной проблемы в том и состоит, что­бы вскрыть закономерности развития способностей инди-

28

вида. Однако индивид должен быть при этом понят как общественное, а не только как природное существо.

Проблема .включения индивида в ход общественно-исторического процесса в ее всеобщем выражении явля­ется собственно-социологической проблемой. В историче­ском материализме она обозначается как проблема соот­ношения индивидуального и общественного. Трансфор­мируясь в психологическом исследовании, она становит­ся общетеоретической предпосылкой исследования спо­собностей человека на уровне единичного, ибо именно на этом уровне происходит смыкание социологического и психологического подходов к проблеме способностей и только на этом уровне можно исследовать психологиче­ские механизмы развития способностей индивида как общественного существа.

2. Некоторые методологические принципы исследования способностей

В предыдущем параграфе способности анализирова­лись с точки зрения некоторых общих характеристик. Естественно, что полное знание о способностях, их сущ­ности и механизмах развития не может быть получено только на основе философско-социологического анализа. Однако такой анализ необходим, так как только он мо­жет указать пути, общее направление и подходы, при­меняя которые можно вскрыть реальное содержание спо­собностей, выявить конкретные грани и стороны в их сущности.

И если до этого речь шла о собственно философских и социологических положениях, на которые должна опи­раться научная теория способностей, то последующая за­дача состоит в том, чтобы из всей совокупности методо­логических принципов, лежащих в основе проблемы спо­собностей, выявить те, которые имеют непосредственное отношение к психологии способностей индивида.

Индивид—общественное существо. Лишь в обществе и посредством общества он может развивать и совершен­ствовать свои способности. В этом смысле между общест­вом и индивидом существует неразрывное органическое единство. Однако, исходя из этого коренного методологи-

< Назад | Дальше >