Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

К их числу следует отнести господство общественной собственности, снятие барьеров в овладении культурой, в получении образования, увеличение свободного време­ни и др.

Таким образом, если взять, например, даже наиболее крупный срез разделения труда (земледелие—промыш­ленность), то он тоже в известном смысле обусловливает определенный склад индивида и ограничивает развитие его потенциальных способностей. Дело в том, что в ре­зультате этого разделения формируются общественные связи, которые оказываются узкими, ограниченными. Индивиды оказываются замкнутыми не только в узкой сфере деятельности, но и в более широком плане отно­шений общения между собой. Говоря иначе, общее раз­деление труда (по отраслям) накладывает отпечаток на развитие потенциальных способностей, ограничивая воз­можности их развития, однако при этом создаются воз­можности для использования актуальных способностей.

Это значит, что у индивидов, занимающихся тем или иным видом деятельности (сельскохозяйственным, про­мышленным), актуальные способности, необходимые для того или иного ее вида, могут быть настолько развиты, что вполне будут обеспечивать выполнение деятельности в рамках предъявляемых требований. Но в силу ограни­ченности общественных связей, которые складываются в результате даже самого общего разделения труда, у ин­дивида снижаются возможности развития потенциальных способностей, как вынесенных за рамки какого-то кон­кретного вида человеческой деятельности.

Если говорить о зависимости развития потенциальных способностей от влияния общественных связей, сложив­шихся в результате разделения труда, то она представ­ляется как бы прямо пропорциональной, т. е. чем богаче и многообразнее общественные связи индивида, тем больше возможностей для развития его потенциальных способностей.

В результате исторической деятельности людей меня­ются уровень материального производства, система раз­деления труда, экономические отношения. В соответствии с этим и сами человеческие способности развиваются в зависимости от тех или иных конкретно-исторических условий. Эти условия в классовом обществе определяют односторонний, классовый характер разделения труда.

23

Человек всегда включался в выполнение тех или иных видов общественно полезной деятельности, порожденных общественно-историческим развитием в целом, техниче­ским прогрессом и т. д. и обусловленных тем уровнем знаний, производства, науки, который имелся или имеет­ся к моменту его деятельности.

По этому поводу К. Маркс и Ф. Энгельс писали:

«Санчо воображает, будто Рафаэль создал свои картины независимо от разделения труда, существовавшего в то время в Риме. Если бы он сравнил Рафаэля с Леонардо да Винчи и Тицианом, то увидел бы, насколько художе­ственные произведения первого зависели от тогдашнего расцвета Рима, происшедшего под флорентийским влия­нием, произведения Леонардо—от обстановки Флорен­ции, а затем труды Тициана — от развития Венеции, имевшего совершенно иной характер. Рафаэль, как и любой другой художник, был обусловлен достигнутыми до него техническими успехами в искусстве, организа­цией общества и разделением труда в его местности и, наконец, разделением труда во всех странах, с которыми его местность находилась в сношениях» 19а. Вполне есте­ственно, что это положение имеет общий характер, ибо то, что здесь сказано о Рафаэле, откосится к любому ра­ботнику сегодняшнего дня: будь то ученый, инженер, то­карь и т. д. Общественно-историческое развитие способ­ностей—это по существу овладение людьми создаваемы­ми ими видами деятельности, поскольку способности ре­ально осуществляются как способности к конкретным ви­дам человеческой деятельности—музыке, математике и т. д. Именно поэтому они и определяются как способ­ности к чему-либо, соответствуя предметному характеру человеческой деятельности.

Только в системе разделения труда осуществляется спрос на развитие тех или иных способностей индивида, происходит превращение способностей из возможности в действительность. На эту сторону дела указывали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,—это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения лю­дей» 2С.

1981 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с. 392. 20 Там же.

24

Методологическое значение приведенных положений состоит прежде всего в раскрытии общественного харак­тера способностей и общественного механизма их разви­тия и существования. Марксистское понимание общест­венно-исторического развития человека включает в себя определенную трактовку и общей проблемы соотно­шения общественного и природного, социального и био­логического. Это общефилософское положение о «станов­лении природы человеком», развитое еще в ранних руко­писях К. Маркса, дает исходный методологический прин­цип анализа исторического развития способностей не только человечества в целом, но и отдельного индивида.

Положение о развитии способностей как общественно-историческом процессе дает возможность понять, что человеку как природному существу присущи определен­ные потенциальные общие свойства и особенности. В то же время одни общие человеческие задатки и потенци­альные свойства и особенности сами по себе не могут проявиться вне определенных социальных условий, су­щественным элементом которых выступает общественное разделение труда. Чтобы общие потенциальные свойства и особенности были реализованы и превратились в ре­альные социальные явления, необходимы определенные социальные условия.

Взаимодействие природного и социального в челове­ческих способностях К. Маркс раскрывает в целом ряде сроих произведений. «Если, таким образом,—писал он,— природные особенности рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, то, с другой стороны, мануфактура, коль скоро она введена, развива­ет рабочие силы, по самой природе своей пригодные лишь к односторонним специфическим функциям»21. Особый интерес в приведенном высказывании представляет мысль К. Маркса о природных особенностях рабочих, как той почве, в которую пускает свои корни разделение труда. Это положение существенно тем, что оно дает принцип применения общего марксистского положения о соотношении природного и социального к уровню инди­видуального развития. Раскрытие этого соотношения в общем виде и обнаруживает проявление диалектического принципа общего, особенного и единичного.

21 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 361.

25

К. Маркс и Ф. Энгельс имеют в виду развитие спо­собностей человечества вообще и конкретно-исторические (в условиях капитализма, коммунизма) особенности раз­вития способностей индивидов, входящих в разные соци­альные группы, классы и т. д. Однако очевидно, что об­щая психология (в отличие, скажем, от социальной психологии) изучает не социальные группы, классы, а отдельного индивида и его психические свойства.

Психологический анализ должен исходить из фило-софско-социологических принципов и базироваться н? них. Если на уровне философско-социологического ана лиза общее, особенное и единичное связано с развитиел способностей рода «человек», то на уровне психологиче ского исследования речь идет о развитии способностей данного, отдельного индивида.

В философско-социологическом плане общие способ ности к труду, речи, познанию и т. д. на основе опреде­ленного способа материального производства приобрета­ют особенное в различных общественных формациях. Они по-разному проявляются в условиях капиталистиче­ского, социалистического и коммунистического обществ. Анализ проблемы способностей в социологическом плане на уровне особенного дает возможность показать, что способности в антагонистическом обществе реализуются в зависимости от классового положения различных соци­альных групп. Так, монопольное владение средствами производства создает преимущества господствующему эксплуататорскому классу в смысле реального развития его способностей за счет порабощения трудящихся. Кро­ме того, антагонистическое разделение труда, закрепляя индивида за определенным видом деятельности, ограни­чивает возможности развития его способностей.

< Назад | Дальше >