Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

В процессе труда имеет место не только изменение и преобразование объекта, но и изменение и развитие ин-

3 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 486—499.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 126.

5 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с 188.

12

дивида как субъекта труда, В ходе общественно-истори­ческого развития возникают способности к труду, к речи,

творческой деятельности, которые свойственны только человеку и отличают его от животных. Однако эги общие человеческие способности выступают лишь как возмож­ность для развития огдельных индивидов и потому могут быть обозначены как погенциальные. Фактически эту сторону дела отмечал С. Л. Рубинштейн. Он писал:

«Способности человека—это в конце концов различные проявления, стороны его способности к освоению дости­жений человеческой культуры и ее дальнейшему продви­жению. Способности человека—это проявления, стороны его способности к обучению и к труду. Означая способ­ность к труду и обучению, способности человека в обу­чении и труде формируются»6.

Труд представляет собой процесс создания матери­ального и духовного продукта. Не касаясь тонкостей раз­граничения понятий «труд» и «деятельность», можно ска­зать, что в известной степени по своему смыслу они близ­ки. Иначе говоря, труд выступает как специфически человеческая деятельность. В своих ранних произведе­ниях Маркс определял человеческую деятельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть рас-предмечивание объекта. По Марксу, вся человеческая деятельность есть опредмечивание человека, или, иначе, процесс раскрытия его «сущностных сил», «передачи» их объекту.

В «Капитале» Маркс говорит, что в процессе труда, дсягельности субъект переходиг в объект, деятельность и продукт взаимно проникают друг в друга. В результате деятельности создается тот или иной продукг. Продукт труда, будучи результатом прошедшей трудовой дея­тельности, является исходным пунктом, с которого начи­нается последующая деятельность, выступает «храните­лем» коллективного опыта того или иного поколения.

Философский аспект исследования способностей вклю­чает в себя анализ труда и проблему распредмечизания и опредмечивания, которая ставит вопрос о соотношении индивида и рода, индивидуального и общественного.

В труде, в процессе распредмечивания и опредмечи-вания, при развитии определенных производительных

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 536.

13

сил возникают и развиваются человеческие способности.

Хотя сама постановка проблемы «труд—способно­сти» и важна, но в такой абстрактной форме недостаточ­на, так как из нее нельзя получить ни полной характе­ристики развития способностей в историческом смысле, ни характеристики развития способностей индивида. По­этому «роль труда в способностях» необходимо должна быть дополнена анализом его роли в конкретно-истори­ческом аспекте. Лишь при таком подходе развитие спо­собностей рода «человек» выступает как конкретное раз­витие способностей реальных индивидов, зависящее от особенностей эпохи, в которой они живут, и от особенно­стей труда самих этих индивидов.

Иначе говоря, указанием на роль труда в возникно­вении человеческих способностей проблема их общест­венно-исторического развития не исчерпывается. Как и сам исторический процесс носит противоречивый харак­тер, связан со сменой общественно-исторических форма­ций, так и развитие способностей на протяжении исто­рии осложнено и обусловлено конкретно-историческими особенностями того или иного способа производства.

Естественно поэтому, что те экономические отноше­ния, в условиях которых человеческий индивид может обеспечить себя необходимыми материальными благами, способствуют развитию и проявлению способностей. Роль экономических отношений исчерпывающе показана Марксом: «Если у меня есть призвание к научным за­нятиям, но нет для этого денег, то у меня нет и призва­ния, т. е. действенного, настоящего призвания к этому. Наоборот, если я на самом деле не имею никакого при­звания к научным занятиям, но у меня есть желание и деньги, то у меня есть к этому действенное призвание... Уже согласно этому определению, деньги являются, сле­довательно, всеобщим извращением индивидуальностей, которые они превращают в их противоположность и ко­торым они придают свойства, противоречащие их дей­ствительным свойствам»7.

Зависимость развития человека от социально-эконо­мических условий вскрывается классиками марксизма в «Немецкой идеологии», где они пишут: «...что именно и в каком количестве ему удастся увидеть, зависит не

7 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 149—150. 14

< Назад | Дальше >