Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

В-третьих, диалектико-материалистический подход предполагает анализ человеческих способностей с пози­ций целостного учета как социальных условий, в том числе обучения и воспитания, так и особенностей и вну­тренних качеств самих человеческих индивидов. Тем самым на место абстрактно-логического, внеисторическо-го подхода к человеческим способностям ставится кон­кретно-исторический подход, который направлен как про­тив биологизаторских концепций способностей, так и против вульгарно-социологического их истолкования. Согласно марксизму-ленинизму только единство общего, особенного и единичного ведет к правильному понима­нию способностей и может обеспечить успех в создании целостной теории способностей.

Таким образом, лишь диалекгический метод дает воз­можность подойти к проблеме человеческих способно­стей с научных позиций. Метод этот дает отправные по­ложения и для изучения человеческих способностей пси­хологической наукой.

Как сложное'и многоплановое образование способно­сти могут изучаться различными науками: психологией, педагогикой, экономикой, эстетикой и т. д. Особенность исследования проблемы способностей конкретными нау­ками состоит в том, что та или иная наука рассматривает способности исходя из их специфического проявления, механизма развития и действия тех или иных их конкрет­ных качеств. Так, например, педагогика анализирует спо­собности с точки зрения их целенаправленного формиро­вания; эстетика изучает в человеческих способностях во­просы прекрасного и т. д. Иначе говоря, каждая конкретная наука трактует человеческие способности со своих, присущих только ей позиций.

Но способности как определенные человеческие свой­ства представляют собой хотя и сложное, многоплано­вое, но вместе с тем целостное образование, возникшее на основе труда в процессе общественно-исторического развития; им сг.пйственны общие закономерности, кото­рые не могут быть раскрыты конкретными науками,

изучающими способности под своим углом зрения. Их не может раскрыть и психология, рассматривающая психо­логический механизм развития человеческих способно­стей. Они могут быть поняты лишь с помощью диалек­тического и исторического материализма, марксистской социологии, которые, исходя из анализа, даваемого кон­кретными науками, раскрывают всеобщие социальные принципы развития человеческих способностей.

Раскрытие философско-социологических принципов функционирования и развития способностей дает методо­логическую основу, облегчает разработку конкретными науками тех или иных специфических проблем способно­стей. В свою очередь, конкретные науки дают материал для выведения общих социальных закономерностей раз­вития человеческих способностей. Так на основе конкрет­ных наук и философско-социологического анализа про­исходит взаимное обогащение и развитие проблемы спо­собностей как социальной комплексной проблемы.

Философско-социологический анализ дает методоло­гические предпосылки и открывает возможность собст­венно-психологического анализа проблемы способностей, который, в свою очередь, выявляет пути их практического совершенствования.

Суть психологического подхода состоит в том, что, в отличие от философского и социологического, он иссле­дует специфические закономерности развития психиче­ских процессов, психической деятельности, которые в ко­нечном счете представляют собой особенности индивиду­альной жизнедеятельности человека.

Иными словами, если объектом философского подхо­да выступают всеобщие социальные закономерности, ле­жащие в основе человеческих способностей, то объектом психологического анализа становятся специфические осо­бенности психических процессов в функционировании и развитии человеческих способностей. Это обусловлено тем, что задачей психологической науки служит анализ психической деятельности, закономерностей ее протека­ния и функционирования в рамках отдельного, единично­го индивида2.

2 См.: Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

10

Рассматривая проблему человеческого развития вооб­ще и способностей в частности, классики марксизма-ле­нинизма выдвинули ряд конкретных положений, имею­щих непреходящее методологическое значение. В их произведениях содержится много положений и выводов, раскрывающих сущность способностей в многоаспектном их существовании. В частности, они рассматривали спо­собности рода «человек», особенности развития способ­ностей в условиях антагонистических и неантагонистиче­ских формаций.

Фундаментальной проблемой, исследованной в трудах классиков марксизма-ленинизма, является проблема со­циальной обусловленности развития способностей. Само понятие «социальная обусловленность способностей» очень широко по своему содержанию. Это и исторический процесс развития способностей человечества, и онтогене­тический процесс развития способностей индивида, и ис­торическая закономерность процесса общественного раз­вития, и социальная закономерность индивидуального развития. В силу такой многозначности его содержание нуждается в уточнении.

Раскрытие содержания понятия социальной обуслов­ленности развития способностей по существу есть и ре­шение вопроса о взаимосвязи природного и общественно­го в способностях, об их соотношении. Разумеется, что исследование вопроса о социальной обусловленности развития способностей может быть осуществлено на ос­нове диалектико-материалистического метода в единстве с психологическим анализом человеческих способностей.

Однако при рассмотрении вопроса о соотношении природного и общественного в способностях, их социаль­ной обусловленности нельзя обойтись без представления о том, как понимать способности в плане социологиче­ского анализа, поскольку он в самом общем виде связан с анализом социальных условий развития целых классов и групп индивидов. Он отвлекается от факта наличия или отсутствия способностей у каждого отдельного индивида, от условий их более или менее успешного развития в каждом отдельном случае и от психологических механиз­мов этого развития. Социологический подход охватывает проблему социальных условий, типичных для класса, группы, не исследуя психологические особенности разви­тия способностей отдельных индивидов.

11

Классики марксизма-ленинизма показали, что разви­тие способностей обусловлено существующей системен разделения труда, формами собственности и т. д.—од. ним словом, всей совокупностью социальных условий.

Исходя из роли труда в становлении человека 3, клас­сики марксизма-ленинизма показали его значение в раз­витии способностей. Они сделали вывод, что коренное условие развития способностей в самых разных их про­явлениях—это труд во всех его формах на протяжении всей человеческой истории; его содержание и характер находятся в непосредственной зависимости от социально-экономических общественных отношений, господствую­щих на том или ином этапе общественного развития.

В процессе исторического развития труд всегда был средством и необходимым условием существования чело­века и общества в целом.

Все историческое развитие человека совершалось бла­годаря труду, на основе и посредством труда. Являясь родовой формой социальной жизни человека, как подчер­кивали К. Маркс и Ф. Энгельс, он выступает не только источником средств к существованию, но и основой всего богатства человеческой культуры, развития потенциаль­ных свойств и особенностей человека. «...Вся так назы­ваемая всемирная история есть не что иное, как порож­дение человека человеческим трудом...» ''—писал Маркс. В выражении Энгельса, где сказано, что «труд создал человека», заключена та глубокая мысль, что труд на всех этапах исторического процесса служит основной движущей силой развития человека и общества. Катего­рия «труд» в марксистской философии означает специ­фически человеческий способ взаимоотношения с приро­дой. «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором чело­век своей собственной деятельностью опосредствует, ре­гулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы» 5,— отмечал К. Маркс.

< Назад | Дальше >