Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Понятно, что разработка общей теории способностей требует учета и соотнесения всех этих разноплановых подходов в единую теоретическую концепцию.

В психологии до сих пор не получили надлежащего решения и такие фундаментальные проблемы, как проб­лема задатков и их роли в развитии способностей, проб­лема структуры способностей, недостаточно изучен психо­логический механизм способностей и др.

Не претендуя на анализ и решение всех этих вопро­сов, в настоящей работе сделана попытка на основе марксистско-ленинской методологии, и в частности диа­лектического принципа соотношения общего, особенного и единичного, исследовать основные черты социального развития и функционирования способностей. В этой свя­зи в работе рассматриваются некоторые особенности пси­хической деятельности человека в качестве естественной предпосылки его способностей.

Способности рассматриваются не как готовые, а как развивающиеся образования, что служит методологиче­ской основой для их подразделения на потенциальные и актуальные.

Развивается мысль, высказанная рядом советских психологов, о необходимости рассматривать психическую деятельность в связи с психическими свойствами, прису­щими всем людям. Такое рассмотрение открывает путь для направленного формирования, организованного раз­вития и воспитания способностей.

С. Л. Рубинштейн писал, что «вопрос о связи психи­ческой деятельности с психическими свойствами челове­ка — один из коренных вопросов психологической теории. Только через связь психических свойств человека с его деятельностью открывается путь для их формирования. От правильного решения именно этого вопроса более все­го зависит способность самой психологии внести сколь­ко-нибудь значительный и притом свой специфический вклад в великое дело воспитания людей и формирования их способностей»5.

5 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 41.

В связи с этим предпринята попытка показать извест­ную односторонность и недостаточность точки зрения, согласно которой способности рассматриваются лишь в связи с предметным характером человеческой деятель­ности.

Автор стремится рассмотреть способности как некие

целостные образования, не сводящиеся лишь к тем или иным конкретным сторонам или видам человеческой дея­тельности, и показать зависимость их развития не столь­ко от конкретного вида этой деятельности, сколько от всей жизнедеятельности индивида в целом.

Поскольку, однако, развитие человеческих индивидов, равно как и их способностей, носит конкретно-историче­ский характер, постольку способности анализируются в неразрывной связи с историческим процессом развития общества, тех или иных экономических формаций, обще­ственных классов и социальных групп.

Иными словами, автор пытается реализовать марксистско-ленинский подход к проблеме способностей, ко­торый требует: во-первых, раскрытия роли социальных условий как материальной основы возникновения и раз­вития человеческих способностей; во-вторых, исследова­ния способностей как развивающегося процесса; в-треть­их, учета в развитии способностей не только роли соци­альных условий, но и естественных потенций самого индивида.

Все это имеет исключительное значение в условиях социалистического общества, где решающим становится не только использование имеющихся человеческих спо­собностей, но и их формирование, развитие и совершен­ствование. В таких условиях изменяется сам акцент тео­ретического исследования проблемы способностей. Речь идет о преодолении не только идеалистических тракто­вок в понимании способностей, что уже давно сделано советской психологией, но и прагматического подхода к ним и о реализации тех гуманистических принципов под­хода к человеку и всестороннему развитию его способно­стей, которые были обоснованы в трудах классиков марк­сизма-ленинизма и стали неотъемлемой чертой социали­стического образа жизни.

Глава первая
ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Проблема способностей в трудах классиков марксизма-ленинизма

Суть марксистско-ленинской трактовки способностей состоит в том, что классики научного коммунизма подо­шли к анализу этой сложной проблемы, как и человече­ской психики вообще, с диалектико-материалистических позиций.

Это означает, что, во-первых, исследуя проблему спо­собностей, классики марксизма-ленинизма показали, что характер человеческой психики в конечном счете обус­ловлен материальной и духовной жизнью общества. На основе созданных социальных условий формируется че­ловеческая психика, в том числе и человеческие способ­ности. «...Жизнь определяет сознание»',—писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Иными словами, в трудах клас­сиков марксизма-ленинизма формирование и развитие способностей выступают как социально обусловленный процесс. Поэтому при рассмотрении развития способно­стей марксистско-ленинский подход требует исходить прежде всего из характера общественно-исторической деятельности людей, особенностей исторических эпох, характера общественно-экономических формаций, а так­же духовной культуры общества, классового положения индивида и т. д. Только исходя из всей совокупности этих условий и можно понять процесс возникновения и раз­вития способностей человека.

Во-вторых, рассматривая проблему способностей под углом зрения диалектического метода, они показали, что человеческие способности не представляют собой некое раз и навсегда данное, застывшее образование, а выступают как явление, развивающееся в процессе общест­венно-исторической деятельности.

Из этого следует, что психологическая наука при ана-чизе человеческих способностей должна положить в ос­нову принцип их изменения и развития.

< Назад | Дальше >