Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

ВВЕДЕНИЕ

Т.И.Артемьева Вопрос о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависят их формирование и разви­тие, волнует не только специалистов. С полным основа­нием можно сказать, что интерес к нему носит всеоб­щий характер.

Исключительную актуальность и значимость эта про­блема приобрела в условиях научно-технической револю­ции и строительства коммунистического общества. Клас­сики марксизма-ленинизма считали всестороннее разви­тие личности, человеческих способностей важнейшей целью общества при социализме и коммунизме. В. И. Ленин рассматривал строительство социализма и коммунизма как комплексную задачу, в которой реше­ние экономических и социально-политических проблем органически связано с формированием нового человека, с воспитанием и обучением «всесторонне развитых и все­сторонне подготовленных людей...»'. Он считал, что пла­номерная организация общественно-производственного процесса служит при социализме обеспечению полного «благосостояния и всестороннего развития всех членов общества»2.

В условиях социализма господствует принцип «от каждого—по способностям, каждому—по труду», в чем как раз и отражено значение все более полного развития человеческих способностей. В условиях нового строя важнейшую роль приобретает не только использование способностей, но и целенаправленное их формирование.

В докладе Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС подчеркивается, что современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии «Это — комплексный подход к постановке всего дела вос­питания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся»3 Это является дальнейшей конкретизацией задачи, по­ставленной на XXIV съезде КПСС, по созданию условий, «благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, то есть о развитии главной производитель­ной силы общества»4.

Интерес к проблеме способностей обусловлен также и тем, что она выступает ареной острой идеологической борьбы. Реакционные буржуазные социологи и психоло­ги используют эту проблему в классовых целях, в инте­ресах оправдания социальной несправедливости и соци­ального неравенства людей. Они игнорируют ее социаль­ную сторону, зачастую трактуя вопрос только в психоло­гическом аспекте.

В буржуазной психологической науке проблема спо­собностей в основном сводится к способностям выдаю­щихся личностей. Это значит, что сама проблема разви­тия способностей (понимание их как процесса) всех и каждого члена общества по существу исключается. В качестве основного выступает прагматический подход к человеку и его способностям. При этом нередко реак­ционные буржуазные ученые спекулируют на недостаточ­ной разработке тех или иных сторон способностей в марксистской психологии для проведения своих антина-^ чных концепций.

Все это создает актуальность анализа проблемы спо­собностей с марксистско-ленинских позиций.

Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку способностей дали К. Маркс, Ф. Энгельс и:

В. И. Ленин. Именно в их трудах этот вопрос получил методологическое освещение.

Применяя в психологии основные положения марк-систско-ленинской методологии, советские психологи проделали значительную работу по исследованию этой проб­лемы.

В трудах таких известных ученых, как С. Л. Рубин­штейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, В. И. Ки-реенко, Л. И. Уманский и другие, даются отправные предпосылки для дальнейшего всестороннего анализа этого сложнейшего и многопланового вопроса.

Вместе с тем в теоретической разработке проблемы способностей имеется немало нерешенных вопросов. Прежде всего это относится к существу содержания по­нятия способностей. В понятие способности вкладывается весьма различное содержание. Так, например, в одном случае под способностями понимают такие свойства, как способность ощущения, восприятия, мышления, в равной мере свойственные всем людям, а также способность к труду, речи и т. д., характеризующие род «человек» в це­лом в отличие от живогных. В другом случае это понятие употребляется для обозначения индивидуальных разли­чий между людьми.

Зачастую способности рассматриваются и как свой­ства индивида, и как свойства рода «человек». Иногда способности понимаются то как психологическое, то как социологическое образование.

При анализе способностей не всегда в достаточной степени расчленяются процесс их возникновения и фор­мирования в онтогенезе и функционирование уже «гото­вых», сложившихся способностей.

Тот факт, что в понятие способностей вкладывается столь различный смысл, не может считаться случайно­стью или объясняться субъективным подходом. Он сви­детельствует об объективной сложности самой структуры способностей и поэтому требует анализа их разных форм.

В советской психологии при изучении проблемы спо­собностей выделяется ряд направлений, решающих ее с разных точек зрения. Одним из основных направлений выступает рассмотрение способностей в общесоциологи­ческом плане, где выявляются их общественно-историче­ская сущность и зависимость формирования от специфи­ки социальных условий.

Второе направление исследует способности в более узком плане—в плане их развития в конкретных видах деятельности.

К третьему направлению можно отнести исследова­ния, связанные с изучением психологического механизма способностей.

Дальше >

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67