Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

8. Следующий вопрос поднимает одну практическую про­блему: «Могу ли я действовать с достаточной чувствительно­стью в отношениях с клиентом, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза?* Результаты недавно начатой работы по изучению физиологических обстоятельств, сопутствующих психотерапии, подтверждают выводы из исследования Дит-теса, В его работе показано, что на физиологическом уровне люди очень легко начинают чувствовать угрозу. Психогаль­ванический рефлекс, измеряемый степенью проводимости кожи, резко уменьшается, когда терапист отвечает резким словом, не соответствующим чувствам клиента. А на такую фразу, как: «Да ты на самом деле выглядишь встревожен­ным!» — указатель почти что спрыгивает с бумаги. То, что я стремлюсь избегать даже таких несильных угроз, основывает­ся вовсе не на сверхчувствительности в отношении клиента. Это происходит просто благодаря моему убеждению, основан­ному на опыте: если я максимально освобождаю клиента от внешней угрозы, это дает ему возможность ощущать свои пу­гающие

внутренние чувства и конфликты и справляться с ними.

9, Особый и важный аспект предыдущего вопроса зак­лючается в следующем: «Могу ли я освободить клиента от угрозы внешней оценки?* Почти на любом отрезке нашей жизни — дома, в школе, на работе — мы находимся в за­висимости от наград и наказаний, высказанных во внешних суждениях. «Это хорошо», «это плохо*, «это— на пятер­ку*, «это — неудача», «это — хорошее консультирование», «это — плохое консультирование». Такие суждения — часть нашей жизни от младенчества до старости. Я думаю, они приносят определенную социальную пользу в таких инсти­тутах и организациях, как школа и профессиональное об­разование. Как и все другие, я сам нахожусь в плену этих

_______________^_______я_____________215

стереотипных оценок. Но, согласно моему опыту, это не ведет к развитию личности , поэтому я не верю* что внешние оценки являются частью помогающих отношений. Любо­пытно, что положительная оценка, в конце концов, явля­ется такой же угрозой, как и отрицательная. Так, сказать кому-нибудь, что он хороший, — значит предполагать, что имеешь право сказать и обратное. Поэтому я пришел к мысли, что чем более я не использую в отношениях с дру­гими суждения и оценки» тем более это дает возможность другому человеку понять, что фокус оценки, центр ответ­ственности находится внутри его самого* Смысл и ценность его жизненного опыта в конечном счете предстоит опреде­лить именно ему, и никакие внешние суждения не могут это изменить- Поэтому я хотел бы создавать отношения, в которых я даже внутренне никогда бы не оценивал другого человека. Именно это, мне кажется, сделает его свободным человеком, способным отвечать за самого себя.

10. И последний вопрос: «Могу ли я воспринимать другого индивида как человека, который находится в процессе станов-ленияу или мое и его прошлое ограничивает мое восприятие? & Если при встрече я воспринимаю его как незрелого ребенка, невежественного студента, невротика или психопата — все эти мои представления ограничивают то, кем он может быть в наших отношениях. Мартин Бубер, философ Иерусалимс­кого университета, экзистенциалист, использует выражение «утверждая другого* > имеющее для меня смысл* Он говорит: «Утверждение значит,., принятие этой возможности другого,,. Я могу понять в нем, узнать в нем», человека* которым он был... создан стать. Я утверждаю его в себе, а затем в нем по отно­шению к этой возможности, которая*., может сейчас быть раз­вита, может развернуться». Если я принимаю другого чело­века как что-то застывшее, уже получившее ярлык и отне­сенное к какой-то категории> уже сформированное прошлым опытом, тогда я подтверждаю эту ограниченную гипотезу. Если же я принимаю его как находящегося в про

цессе ста­новления, тогда я делаю все, что только возможно, чтобы утвердить или сделать его возможности реальностью.

216________________________________„___________

Именно в этом, мне кажется, сходятся философ или мис­тик Бубер и работающие в области оперантного обусловлива­ния Верпланк, Линдсли и Скиннер. По крайней мере они схожи принципиально, но довольно-таки странным образом. Если я нахожу, что отношение является единственной воз­можностью подкрепить некоторые виды слов или мнений у другого человека, тогда я стараюсь утвердить этого человека как вещь — в своей основе механический, манипулируемый объект. А если я считаю, что это — его потенциальные воз­можности, то он старается действовать так, чтобы подкрепить эту гипотезу. Если, с другой стороны, я нахожу, что отноше­ние является возможностью «подкрепить* все то, чем он яв­ляется, то есть человеком с его существующими возможнос­тями, тогда он старается действовать так, чтобы подкрепить эту гипотезу, В этом случае, если использовать терминоло­гию Бубера, я утверждаю его как живого человека, способно­го к творческому развитию внутреннего мира* Лично я пред­почитаю гипотезу второго типа-Заключение

. В начальной части этой статьи я рассмотрел вклад ряда исследований в наши знания об отношениях- Стараясь дер­жать в уме эти знания, я затем рассмотрел те вопросы, кото­рые возникают у меня субъективно, когда я как человек вхо­жу в отношения* Если бы я мог ответить утвердительно на все эти вопросы, я думаю, что тогда любые отношения, в ко­торые я вошел бы, были бы помогающими, стимулирующи­ми развитие* Но я не могу дать положительный ответ на боль­шинство этих вопросов» Я могу только работать в том направ­лении, на которое указывает положительный ответ.

С большой долей вероятности я склонен предполагать, что оптимальные помогающие отношения — это вид отно­шений, создаваемых только психически зрелым человеком* Или, выражаясь по-другому, возможность создать отноше­ния, способствующие развитию других как независимых ин­дивидов, измеряется моим собственным достигнутым раз-

^_______ 217

витием, В некотором отношении эта мысль нарушает мое душевное равновесие, но с другой стороны, она также мно­го обещает, бросая мне вызов. Она будет означать, что, если я захочу создать помогающие отношения, впереди у меня интригующая работа длиною в жизнь, работа по увеличе­нию и развитию моих возможностей,

Я остаюсь с неприятной мыслью, что то, что я выработал для себя в этой статье, может очень мало затрагивать ваши интересы и работу. Если так, я сожалею об этом. Но я по крайней мере частично удовлетворен тем фактом, что все мы, кто работает в области человеческих отношений и старается понять их основные закономерности, являемся участниками решающего нашу судьбу дела. Если мы старательно пытаем­ся понять наши обязанности управляющих, учителей, кон­сультантов в образовании, профкоксультантов, терапистов, значит, мы работаем над проблемой, которая определит буду­щее нашей планеты. Потому что наше будущее будет зави­сеть не от естественных наук. Оно зависит от нас, тех, кто пытается понять и иметь дело со взаимодействиями между людьми, от тех, кто создает помогающие отношения • Поэто­му я надеюсь, что вопросы, которые я задаю самому себе, будут полезны и вам, когда вы осмелитесь по-своему способствовать развитию человека в ваших отношениях с другими людьми.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова TjC, Практикум по психологическому консультирова­нию. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

Аннушкин ВМ. Первая русская «риторика» (Из истории ритори­ческой мысли)* М.: Знание» 1989.

Андреева ГМ, Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М,: Наука, 1994.

Атватер И, Я вас слушаю*,,: Советы руководителю> как правиль­но слушать собеседника* М.: Экономика, 1984.

Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

< Назад | Дальше >