Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

¦

«Искусственные» отношения

Разрешите мне обратиться к совершенно другим исследо­ваниям. Некоторые из них могут вызвать у вас неприятие, но* несмотря на это* они могут пролить свет на природу со-действующих отношений. Эти исследования посвящены так называемым «искусственным отношениями.

Верпланк, Гринспун и др, показали, что в отношениях между людьми возможна оперантная обусловленность вер­бального поведения. Говоря кратко, если экспериментатор говорит: «Гм-м-м» или «Хорошо» — или кивает головой пос-

__________________________________________ 203

ле определенных слов или утверждений собеседника, эти слова из-за их подкрепления будут произноситься чаще. Было показано, что, используя такой метод, можно увели­чить частоту появления таких разных категорий слов, как существительные множественного числа, недоброжелатель­ные слова, выражение мнений* Человек совершенно не осоз­нает, что на него воздействуют с помощью подкреплений. Подразумевается, что с помощью выборочного подкрепления можно сделать так, что другой человек будет использовать любые виды слов и делать любые заявления, которые мы решили подкрепить.

Следуя далее принципам оперантного обусловливания, развитым Скиннером и его коллегами, Линдсли показал, что хронические шизофреники могут быть поставлены в помога­ющие отношения с машиной. Эта машина, по мнению Линд­сли, сконструирована по типу торговых автоматов: пациент нажимает кнопку и получает конфету, сигарету или видит какое-то изображение на специальном экране. Но конструк­цию машины можно и усложнить. Например, поместить на экране изображение голодного котенка, «накормить» которого можноt лишь нажав несколько раз на кнопку* В этом случае удовлетворение пациента носит альтруистический характер. Разрабатываются планы экспериментов, в которых вознаграж­дается подобное социальное или альтруистическое поведение по отношению к пациенту, находящемуся в соседней комна­те. Единственно, что может ограничить разнообразие вознаг­раждаемых видов поведения, — это уровень изобретательно­сти экспериментатора в области механики*

Линдсли пишет, что у некоторых больных отмечалось за­метное клиническое улучшение. Лично на мена произвел ог­ромное впечатление один описанный им случай. Пациент, который находился в состоянии хронического ухудшения, благодаря «общению & с машиной начал быстро поправляться и даже получил разрешение свободного перемещения по тер­ритории клиники, причем это улучшение было явно связано с его взаимодействием с машиной. Но когда эксперимента­тор, решивший изучать угасание рефлексов пациента, извде-

204_____________________________________________________

нил программу машины таким образом, что она перестала выдавать вознаграждения: сколько бы тысяч раз пациент ни нажимал на рычаг, никакого вознаграждения не следовало, — пациент начал опускаться: стал неаккуратнымt необщитель­ным— короче говоря, вернулся в исходное состояние. Есте­ственно, привилегии свободного перемещения были отмене­ны. Этот, как мне кажется, трогательный случай показыва­ет, что даже в работе с машиной при помогающих отношени­ях важно доверие.

Еще одно интересное исследование «искусственных* отно­шений было проведено Харлоу и его коллегами, на этот раз с обезьянами* В этих опытах детенышам обезьян, разлученным с матерью сразу после рождения, предъявлялись два объек­та. Один может быть назван «твердая мать» — цилиндр из железной сетки с соском, из которого малыш мог получить пищу. Другой — «мягкая мать» — подобный цилиндр, сде­ланный из пористой резины и бархата* Из просмотренных мною кинокадров совершенно очевидно, что детеныш пред­почитает «мягкую мать», несмотря на то что не получает от нее пищи. Он пытается завязать отношения с этим объектом: играет с ним, припадает к нему при приближении незнако­мых объектов, ища защиты. Малыш использует эту защищен­ность как основу домашнего очага, чтобы осмелиться выйти в пугающий его мир. Из многочисленных выводов этого ис­следования один, мне кажется, заслуживает особого внима­ния: никакое количество пищи в виде прямого вознагражде­ния не может заменить определенных воспринимаемых ма­лышом качеств, в которы

х он, по-видимому, нуждается и которых он жаждет.

* Два последних исследования

Разрешите мне закончить широкий круг этих, возмож­но, заставляющих задуматься исследований описанием двух совсем^ недавних работ. Первая из них — эксперименты, про­веденные Эндсом и Пейджем. Работая с хроническими ал­коголиками, помещенными на 60 дней в клинику, они ис-

___________________________________________________205

пробовали три различных метода психотерапии. Они пред­положили, что наиболее эффективным, очевидно, будет ме­тод, основанный на двухфакторной теории научения; не­сколько уступит ему по своему конечному результату ме­тод, центрированный на клиенте; психоаналитический ме­тод, предполагалось, будет менее всего эффективным. Но в процессе работы оказалось, что психотерапия, основанная на теории обучения, не только не помогала, но наносила определенный вред. Результаты ее были хуже, чем в конт­рольной группе, где психотерапия не проводилась. Психо­аналитическая психотерапия принесла некоторую пользу, но психотерапия, центрированная на клиенте, вызвала наи­большие положительные изменения. Последующие наблю­дения подтвердили результаты, полученные в клинике: наи­более длительное улучшение наблюдалось у пациентов, с которыми проводилась психотерапия, центрированная на клиенте, следующей шла группа после психоанализа, за­тем — контрольная группа и, наконец, те, кто прошел через психотерапию, основанную на теории обучен

ия.

Внимательно размышляя над этим необычным по своим результатам исследованием, я нашел ключ к загадке, кото­рый, как мне кажется, лежит в описании психотерапии, ос-но ванной на теории научения. Согласно этой теории, 1) кли­енту указывали на те виды поведения, которые оказались неудовлетворительными; 2) клиент вместе с терапистом объек­тивно изучали причины, лежащие в основе этого поведения, и 3) с помощью переучивания у клиента развивали более эф­фективные умения решать проблемы. Но во всех этих взаи­модействиях достижение цели не должно было быть связано с личностью тераписта. Терапист «должен приложить все силы и добиться, чтобы его личность не влияла на ход психотера­пии», «в своей деятельности терапист должен быть нейтра­лен, то есть он должен стараться так вести психотерапию, чтобы отличительные качества его личности не влияли на пациента*. Когда я сравниваю этот подход с другими, мне кажется, это является ключом к разгадке неудачи этого под­хода. Помогающее поведение исключается, если терапист не

206____________________________^______^__

хочет быть личностью во взаимодействии и оперирует с дру­гими как с предметами.

< Назад | Дальше >