Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Большинство работ освещают те отношения со стороны помогающего человека, которые или способствуют развитию, или замедляют его.

________________________________________________199

Интересные доказательства содержит тщательное изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное не­сколько лет тому назад Болдуином и др* в Институте Фелса. Из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию отношение «принятие — демократич­ность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития (увеличение 10), развитие творчества, эмоциональной защи­щенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Хотя вначале их социальное развитие шло медленно, к школьному возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое ис­пользование своих способностей и некоторое отставание в твор­честве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя.

Нас не удивляют эти результаты, полученные по отноше­нию к развитию детей. Я бы хотел предположить, что они, вероятно, могут быть приложимы и к другим видам отноше­ний и что консультант, врач или управляющий, если они тепло общаются с другими, выражая свои чувства и добрые отно­шения, лишенные элемента собственничества, если они ува­жают индивидуальность другого и свою собственную, то они, очевидно, ускоряют развитие реализации своих возможнос­тей так же, как родители с этим типом отношений.

Давайте обратимся к другому тщательному исследованию в совершенно другой области- Уайтхорн и Бец изучали сте­пень успеха, достигнутого молодыми врачами в работе с боль­ными шизофренией в психиатрическом отделении больницы* Для специального изучения они выбрали семерых врачей, работающих с большим успехом, и семерых, пациенты кото­рых поправлялись в наименьшей мере* Каждая группа вра-

200________________________________^____________

чей лечила около пятидесяти пациентов. Исследователи изу­чили все доказательства того, чем группа А (успешная груп­па) отличалась от группы В. Было найдено несколько серьез­ных отличий* Врачи в группе А пытались скорее понять боль­ного, проникая в смысл его поведения, чем работать с ним по его истории болезни или описанию диагноза* Они также пы­тались достигнуть целей, связанных скорее с личностью боль­ного* чем таких, как «смягчение» симптомов болезни или излечение. Было обнаружено, что помогающие врачи в повсед­невном взаимодействии использовали главным образом актив­ное личное участие — отношение «человек — человек*. Ме­тоды, которые могут быть определены как «необязательные рекомендации», использовались ими меньше. Еще они при­бегали к таким методам, как интерпретация, инструкция или совет, и не придавали особого значения процессу лечения пациента. И наконец, они с гораздо большей вероятностью> чем группа Б, культивировали отношение, в котором паци­ент мог доверять врачу и чувствовать доверие врача к себе

*

Хотя авторы осторожно подчеркивают, что эти результаты относятся только к лечению больных шизофренией, я склонен с этим не согласиться. Думаю, что подобные факты были бы найдены при изучении любого вида помогающих отношений.

Другое интересное исследование посвящено тому, как че­ловек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне изучал индивидов, пришедших за психотерапевтичес­кой помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных из­менениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны проис­шедшие в них изменения, они приводили объяснения, раз­личающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им. Они указали, что измене­ния вызвали в них следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях, Наиболее эффективным был метод общения тераписта с пациентом,

___________________________________________________201

когда первый прояснял и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент приближался не­уверенно и без полной ясности.

Независимо от ориентации терапистов у пациентов была высокая степень согласия относительно того, какие качества не приносили им пользы. Это были такие непомогающие ка-чества* как отсутствие интереса, наличие дистанции между терапистом и пациентом, слишком большая симпатия к кли­енту. Что касается применяемых терапистом методов, то наи­менее помогающими являлись: прямой конкретный совет, касающийся принятия решения, или акцент на предыдущей жизни пациента, а не на его проблемах в настоящем. Нена­вязчивые предложения> указывающие пациенту путь реше­ния проблем, воспринимались находящимися где-то посере­дине — их помощь четко не ощущалась, но они не были и бесполезны*

Фидлер в многократно цитируемой работе выявил, что опыт­ные тераписты различной ориентации имели сходные отноше­ния со своими клиентами. Менее известны те качества этих отношений, которые отличают их от отношений, создаваемых менее опытными терапистами. Этими качествами являются: способность понимать смысл поведения клиента и его чувства, чувствительность к отношению клиента, теплый интерес к нему без какой-то эмоциональной сверхвовлеченности.

Работа Квинна проливает свет на то, что значит понимать смысл поведения и чувства клиента. Его исследование уди­вительно тем, что оно показывает, что * понимание» смысла высказываний пациента и его чувств по сути есть желание понять, Квинн предъявил судьям лишь записанные на маг­нитофонную пленку утверждения тераписта, взятые из его беседы с клиентом. Судьи не знали, на какое высказывание отвечает терапист или как клиент реагировал на его ответ. Однако было обнаружено, что степень понимания клиента могла быть определена так же четко, как при прослушива­нии ответов тераписта с контекстом. Нам кажется, что это довольно-таки убедительное доказательство того, что именно желание понять передается в общении.

202__________________________________________________

Что касается эмоциональной стороны отношений, Симен выявил, что успех в психотерапии тесно связан с сильной и увеличивающейся взаимной симпатией и уважением между клиентом и терапистом.

Интересное исследование Диттеса показывает, насколько чувствительным является это отношение. Для того чтобы из­мерить у клиента реакции беспокойства, настороженности или угрожаемого поведения, он использовал физиологическое изменение кожно-гальванической реакции (КГР). Диттес свя­зывал отклонения при измерении с оценкой судьей теплого принятия клиента и дозволенности со стороны тераписта. Было выявлено, что всякий раз, когда принимающее отношение тераписта изменялось даже в очень малой степени, число рез­ких отклонений в КГР значительно увеличивалось* Очевид­но, когда отношение воспринимается как менее принимаю­щее, чтобы встретить угрозу, организм мобилизуется даже на физиологическом уровне.

Не рассматривая полностью результаты этих различных исследований, мы можем, однако, заключить, что на общем фоне выделяется несколько результатов. Важными являются скорее отношение и чувства тералиста, чем его теоретичес­кая ориентация. Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы тера­писта. Именно это восприятие является решающим.

< Назад | Дальше >