Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Разрешите мне предвосхитить несколько вопросов, кото­рые могут быть заданы в связи с процессом, который я ста­рался описать.

Является ли он именно тем процессом, с помощью которо­го происходят изменения личности, или это лишь один из многих видов изменений? Этого я не знаю. Возможно, имеет­ся несколько видов процессов изменения личности* Я бы толь­ко уточнил, что это, кажется, тот процесс, который начинает­ся, когда индивид ощущает, что его полностью принимают.

Приложим ли этот процесс к психотерапиям различных ви­дов или он имеет место только при одной психотерапевтичес­кой ориентации? До тех пор пока у нас не будет еще записей с другими видами психотерапии, на этот вопрос невозможно от­ветить. Однако я бы выдвинул гипотезу, что, вероятно, при пси­хотерапевтических подходахf придающих большое значение когнитивному аспекту опыта и малое — эмоциональному, на­минают действовать совершенно другие процессы изменения.

Каждый ли согласился бы с тем, что это желаемый про­цесс изменения, что он движется в правильных направлени­ях? Я думаю, нет* Мне кажется, некоторые люди не считают текучесть ценным качеством* Суждения такого рода зависят от социальных ценностей, которые должны определяться индивидами и культурами. Этого процесса изменения можно легко избежать с помощью сокращения или отказа от тех взаимоотношений, в которых индивид полностью принима­ется таким, каков он есть.

_______________________________________________193

Является ли изменение в этом континууме быстрым? Мои наблюдения говорят о противоположном. Моя интерпретация работы Киртнера (несколько отличная от его интерпретации) заключается в том, что клиент, возможно, начинает психоте­рапию, будучи приблизительно на второй стадии, и заканчи­вает ее на четвертой стадии. Причем и клиент, и терапист получают взаимное удовлетворение достигнутым прогрессом. Почти невозможно себе представить, что клиент, находящийся на первой стадии, может дойти до полной седьмой стадии. Если бы это действительно произошло, то заняло бы годы.

Правильно ли сгруппированы качества, описывающие каж­дую стадию? Я уверен, что я не один раз ошибался в своих наблюдениях. Я также задаю себе вопрос, какие важные ка­чества были опущены. Я также спрашиваю себя, не могли ли различные элементы континуума быть описаны более эконом­но. На все вопросы такого рода могут быть даны ответы из опыта психотерапии, если различные исследователи будут считать, что гипотезы, выдвинутые мною, имеют достоинства.

Заключение

Я постарался представить в виде незрелых, предваритель­ных набросков течение процесса изменений личности, проис­ходящего, когда клиент ощущает, что его принимают таким, каков он есть. Этот процесс состоит из нескольких волокон,

которые вначале разделены, а затем, по мере продолжения процесса, становятся нераздельным целым.

Этот процесс включает в себя освобождение чувств. На начальном этапе континуума они описываются как отдален­ные, не принадлежащие человеку и не имеющие места в на­стоящем. Затем они представляются как объекты в настоя­щем, принадлежащие индивиду. Потом они описываются как чувства, которыми индивид владеет, и называются тем сло­вом, которое наиболее точно выражает непосредственное пе­реживание. Еще дальше по шкале они переживаются и выра­жаются в непосредственном настоящем времени, причем страх перед процессом развития уменьшается. Также на этой ста-

194________________________________________________

дии чувства, которые ранее отвергались сознанием, проника­ют в него, переживаются, и индивид чувствует* что владеет ими* На самом высоком уровне континуума характерной для индивида становится жизнь в процессе переживания посто­янно меняющегося потока чувств*

Этот процесс связан с изменениями в том, как происхо­дит переживание* Континуум начинается со статичности, в которой индивид очень отдален от своего переживания и не способен пользоваться его скрытым смыслом или обозна­чать его* Переживание обязательно должно отойти в про-шлое> чтобы в нем можно было найти смысл и истолковать настоящее с помощью смысла, обнаруженного в прошлом* От отдаленности по отношению к переживанию индивид движется к признанию переживания как волнующего его процесса, происходящего внутри него* Переживание для клиента постепенно становится все более им принимаемым, внутренним объектом для обозначения смыслов, оно пони­мается все более верно, И наконец, клиент способен жить свободно, принимая себя в текущем потоке переживания, спокойно используя его в качестве главного референта сво­его поведения*

Этот процесс связан с переходом от несоответствия к соот­ветствию* Континуум начинается с максимума несоответствия, совершенно не осознаваемого индивидом* Через стадии, где клиент все более четко осознает противоречия и несоответ­ствия, существующие внутри него, он движется к их пере­живанию в непосредственном настоящем* И таким образом, они постепенно исчезают. В верхней части континуума обыч­но никогда не бывает более чем временного несоответствия между переживанием и его осознанием, так как человеку не нужно защищаться от пугающих сторон его опыта.

Этот процесс связан с изменением в способе, с помощью ко­торого и благодаря которому человек может и хочет сообщать о себе в атмосфере принятия. Континуум начинается с полно­го нежелания раскрыть самому себе свое «Я* как обогащенное и изменяющееся осознание внутреннего опыта, в дальнейшем это легко происходит, когда индивид хочет это сделать.

^___________________________195

Этот процесс связан с ослаблением действия когнитивных схем переживания. От застывшего толкования опыта, кото­рый воспринимается как внешние факты, клиент движется к развивающимся, свободно изменяющимся толкованиям смысла опыта, к структурам, которые изменяются после каж­дого нового опыта.

Имеется и изменение отношения индивида к своим про­блемам. На одном конце континуума проблемы не узнаются и нет желания их изменить, Постепенно появляется осозна­ние, что проблемы существуют* На более поздней стадии име­ется осознание, что индивид способствовал возникновению этих проблем, что они не возникли откуда-то извне* Все воз­растает чувство личной ответственности за решение этих про­блем, Еще дальше по шкале континуума находится прожива­ние или переживание каких-то аспектов этих проблем. Чело­век субъективно живет своими проблемами, чувствуя ответ­ственность за то? что он сделал для их развития.

Наблюдаются также изменения в том, как индивид отно­сится к другим людям. На одном конце шкалы континуума индивид избегает тесных отношений, которые воспринимают­ся им как опасные. На другом конце шкалы континуума он живет открыто и свободно, будучи в различных отношениях с терапистом и другими людьми, управляя своим поведением в этих отношениях на основе непосредственных переживаний.

< Назад | Дальше >