Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Часто наблюдается влага в глазах, слезы, мускульное рас­слабление. Нередко встречаются и другие физиологические сопутствующие признаки, Я бы предположил, что в это мгно­вение, если бы провести измерения, было бы обнаружено улуч­шение кровообращения и проводимости нервных импульсов. Пример * естественной* природы всех этих ощущений приве­ден в следующем отрывке-

Пример: клиент, молодой человек, выразил желание, что­бы его родители либо умерли, либо как бы исчезли: «Это по­хоже на желание, чтобы они куда-то делись или никогда и не были... И мне так стыдно, потому что потом они зовут меня, й вот я иду.,, Дерг! Они как-то еще сильны, Я не знаю. Есть какая-то пуповина— я могу почти чувствовать ее. Дерг!* (И он жестом показывает, как его дергают за пупок.)

Терапист: «Они действительно держат тебя за пуповину&.

Клиент: «Удивительно, как реально это чувствуется.,. Это ощущение как бы жжения, и, когда они говорят то? что меня волнует, я чувствую это вот здесь (показывает). Я никогда об этом так не думал*.

Терапист: «Когда ваши отношения нарушаются, вы чув­ствуете, будто ваша пуповина натягивается*-

Клиент: «Ага. Именно так, где-то в животе. Трудно опре­делить, что именно я чувствую*.

Из этого отрывка ясно, что клиент живет в потоке чувства

зависимости от своих родителей* Однако было бы совершен­но неверно сказать, что он это воспринимает- Он — в этом чувстве, переживая его как напряжение своей пуповины.

На этой стадии внутренняя коммуникация относительно свободна и не заблокирована.

Мне кажется, это хорошо отражено в данных примерах. Конечно, фраза «внутренняя коммуникация* уже не совсем правильна, так как примеры показывают, что критическим

________________________________„_____185

является момент интеграции, когда коммуникация между различными внутренними центрами уже не является необхо­димой, потому что они вместе становятся одним целым.

Активно переживается несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит в соответствие. От­носящиеся к опыту личностные конструкты растворяются в этом моменте переживания, и клиент чувствует, что он независим от предыдущих устойчивых связей структур*

Мне кажется, что эти две характеристики будут более по­нятны из последующего примера. У молодого человека воз­никла трудность, когда он подходил близко к описанию не­известного чувства: «Я почти уверен, какое это чувство .,• оно таково: я прожил большую часть моей жизни7 испытывая страх перед чем-то». Он рассказывает, что его профессиональ­ная деятельность должна как раз дать ему немного безопас­ности и «небольшой мирок», где он мог бы чувствовать себя в безопасности. «Вы понимаете.,, — продолжает он, — по той же причине (пауза) я как бы разрешил ему просочиться* Но я также связал его с вами и с нашими с вами отношениями, но я чувствую лишь одно — страх, что это все уйдет. (Его тон изменяется, он входит в свое чувство.) Не разрешите ли вы мне это иметь? Мне кажется, что я нуждаюсь в этом, Я буду таким одиноким и испуганным без этого».

Терапист: «Г-м-м, г-м-м». Разрешите мне уцепиться за это, потому что иначе мне будет очень трудно. Это какая-то моль­ба, да?»

Клиент: «Y меня такое чувство —- это как бы просящий маленький мальчик. Это жест мольбы тк (Складывает руки, как на молитве.)

Терапист: «Вы сложили руки как бы в мольбе*.

Клиент: «Ага, верно: "Не сделаете ли вы это для меня?" Так? Но это ужасно! Кто, я? Молить о чем-то?.» Это», это чув-ство, которое я вообще никогда ясно не осознавал (пауза). Это какое-то смешанное чувство. С одной стороны, мне кажется, это чудесное чувство — рождение нового. Каждый раз это меня изумляет, И в то же время я чувствую испуг, как неоднок-

186 _____________

ратно было в прошлом- (Слезы,) Я просто не знаю себя. Вот здесь вдруг появляется что-то, чего я никогда не осознавал, будто я стал таким, каким хотел быть*-

< Назад | Дальше >