Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Пример: «Я могу даже представить себе, что я мог бы про­являть какую-то нежную заботу о себе». Однако как я могу быть нежным, заботиться о себе, когда "Я" и "себе/*1 — это одно и то же? Тем не менее я могу так ясно чувствовать это.-Вы знаете, как заботятся о ребенке. Вы хотите дать ему и это, и то.„ Я легко могу увидеть эти цели, касающиеся кого-то другого— но я никогда не смогу воспринять их для... себя, сделать это для себя, вы понимаете. Возможно ли, что я хочу действительно заботиться о себе и сделать это главной целью своей жизни? Это значит, что я должен иметь дело с целым миром, как будто бы я был попечителем самого лелеемого и желанного предмета обладания, что этот "Я" был между этим драгоценным "Меня", о котором я хотел заботиться, и целым миром... Это почти так же» как если бы я любил себя,., вы знаете-,, это странно,., но это правда».

Терапист: «Кажется, это странная мысль. Почему это бу­дет значить "Я бы встретил мир так, как будто частично моя основная обязанность — заботиться об этом драгоценном ин­дивиде, который и есть "Меня",» кого я люблю"».

Клиент; «Кого я люблю — к тому я чувствую такую бли­зость. Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство*.

Терапист: «Это прямо кажется сверхъестественным».

Клиент: «Ага. Но оно как-то близко к цели. Эта мысль о том, что я люблю себя и забочусь о себе* (Глаза клиента ув­лажняются,) Это очень хорошая мысль-,, очень хорошая».

Запись бесед помогла бы выявить тот факт, что здесь мы видим чувство, которое до этого никогда не переживалось, оно прочувствовано клиентом непосредственно в тот же момент. Это чувство, которое протекает до своего полного завершения, без торможения. Клиент принимает свое переживание и не де­лает никаких попыток отстранить это чувство или отрицать его.

в форме «I» и «те» — «себе» представляют собой «наблюдаю­щее Я* и «Я — эмпирическое ("те"}* — объект собственного вос­приятия индивида.

_________________________________________ 183

Клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто про­являет свои чувства к нему.

В своих словах клиент может достаточно отстраниться от своего опыта, чтобы проявить свои чувства к нему* как в выше данном примере; однако из записей видно, что слова находятся на периферии переживания опыта, которое протекает внутри него и в котором он живет. Наилучшим образом это передано его словами: «Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство».

«Я» как объект имеет тенденцию к исчезновению.

«Я* в этот момент и есть это чувство. Это — бытие в дан­ный момент, «Я* мало осознается как объект, но в основном осознается с помощью возвращающегося к «Я* рефлексивно­го осознания, как его называет Сартр1, «Я* субъективно на­ходится в моменте существования и не является предметом восприятия.

Переживание на этой стадии является реальным про­цессом.

Пример: один клиент, приближающийся к этой стадии, говорит» что он чувствует испуг, источником которого явля­ются его тайные мысли. Он продолжает: «Бабочки— это мысли, наиболее близкие к поверхности. Под ними течет бо­лее глубокий поток. Я чувствую себя очень отдаленным от всего этого. Более глубокий поток похож на большой косяк рыбы, плывущий у самой поверхности воды, А сам я, сидя с зажатой в одной руке удочкой, на леске которой вместо крюч­ка прицеплена загнутая булавка, другой рукой пытаюсь отыс­кать крючок получше и одновременно наблюдаю как некото­рые рыбы буквально выскакивают из воды. Мне приходит в голову мысль нырнуть- Это меня пугает. Я ловлю себя на мысли, что я сам хочу быть одной из этих рыб*.

Терапист: «Вы хотите быть там, внизу, так же плавая».

Хотя этот клиент еще не полностью переживает свои чув­ства в виде процесса и поэтому не совсем является примером

1 Сартр Ж.П. (1905—1980) — французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма.

184___________^^__„__________„______™^___

шестой стадии континуума, он так ясно предвидит это, что его описание имеет тот лее смысл»

Другой характеристикой этой стадии является сопровож­дающее ее физиологическое расслабление.

< Назад | Дальше >