Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Нет сомнений в том, что эта и последующая стадии составля­ют содержание психотерапии, которая нам известна. Такого рода поведение часто встречается при любой форме психотерапии.

Неплохо снова напомнить самим себе, что человек никогда не находится полностью на той или другой стадии процесса психотерапии* Прослушивание записей бесед заставило меня поверить в то, что чувства клиента в каждой конкретной бесе­де могут выражаться, например, в высказываниях и поведе-

174_________________________________________________________

нии, более типичных для третьей стадии, с частыми примера­ми статичности, характерной для второй стадии, или в более свободно изменяющемся поведении, относящемся к четвертой стадии. Мало вероятно, чтобы в такой беседе можно было най­ти примеры поведеният относящегося к шестой стадии.

Вышесказанное говорит о вариативности основной стадии процесса, на которой находится наш клиент. Если мы огра­ничимся какой-то определенной областью личностных смыс­лов, относящихся к клиенту, тогда я предположил бы опре­деленный порядок в последовательности стадий, а именно; третья стадия редко была бы раньше второй, четвертая едва ли следовала бы за второй без промежуточной третьей. Это предположительные гипотезы* которые, конечно, могут быть проверены с помощью опытов*

Пятая стадия

Следуя по континууму изменений, мы снова можем отме­тить точку, назвав ее пятой стадией. Если клиент, будучи на четвертой стадии, чувствует, что выражения его чувств, по­ведение и переживания принимаются, тогда происходит даль­нейшее уменьшение статичности, и организмический поток течет еще более свободно. Здесь, мне кажется, мы снова мо­жем с некоторой приблизительностью описать качества этой фазы процесса1,

Чувства выражаются свободно, относятся к настояще­му моменту.

Пример: «Я ожидала, что меня как бы сурово отвергнут.» этого я ожидаю все время,.* я считаю, я даже это чувствова­ла, будучи с вами... Трудно говорить, потому что я хочу быть самой хорошей, какой только возможно, когда я с вами».

1 Чем дальше мы продвигаемся по шкале, тем менее адекватными являются приведенные примеры. Причина в том, что на этих высо­ких уровнях все более важным становится качество переживания, а оно может быть передано только с помощью транскрипции, кото­рую здесь невозможно дать полностью- Может быть, со временем станут доступными масса примеров, записанных на пленку.

___________________________________________________175

Здесь чувства, относящиеся к тераписту и к клиенту в его отношениях с терапистом, эмоции, которые очень трудно рас­крыть, открыто выражаются клиентом.

Чувства переживаются почти что полностью. Они ^про­рываются», просачиваются, несмотря на страх и недоверие, которые клиент испытывает, переживая их во всей полно­те и непосредственности.

Пример: *Это как бы вышло, и я как раз это не понимаю, (Долгая пауза*) Я стараюсь схватить, что же такое этот ужас* ¦

Еще пример: клиент говорит о внешнем событии. Неожи­данно лицо клиента приобретает страдающий* испуганный вид,

Терапист: «Что, что задевает вас сейчас?»

Клиент: «Я не знаю, (Плачет.) Должно быть, я подхожу слишком близко к чему-то, о чем не хочу говорить, или еще к чему-то %.

В этом случае чувство почти просочилось наружу, в созна­ние, независимо от воли клиента.

Еще один пример: «Я чувствую, что остановлена. Почему моя голова пуста в данный момент? Я чувствую, как будто висну на чем-то и выпускаю что-то другое, и что-то во мне говорит: "От чего еще я должна отказаться?'Ч

Начинает приходить осознание того, что при пережива­нии чувства необходимо его точно назвать.

< Назад | Дальше >