Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Семь стадий процесса

Разрешите мне в дальнейшем попытаться описать, как я представляю себе последовательные стадии процесса, с помо-

166_________________________________________________

щью которого индивид переходит от статичности к текучес­ти; от точки, расположенной ближе к неизменяемому концу континуума, к точке «в движении», близкой к концу конти­нуума. Если мои наблюдения верны, то, возможно, путем сбора данных о качествах его переживаний и их выражении мы можем определить, где находится данный индивид в конти­нууме личностных изменений, когда он чувствует себя в ат­мосфере полного принятия.

Первая стадия

Мало вероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, доброволь­но придет на прием к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии*

Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообщается только о внешних предметах.

Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмысленным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости*1.

Чувства и личностные смыслы не осознаются и не отно­сятся к самому себе.

Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли) исключительно статичны.

Близкие отношения в общении кажутся опасными. На этой стадии не воспринимается и не признается суще­ствование проблем.

Нет желания изменяться.

Пример: «Думаю, что я практически здоров»•

Общение с самим собой блокируется.

1 Этот и другие примеры, использованные в качестве иллюстраций, взяты из записей бесед, если только не указан другой источник, В большей своей части они взяты из бесед, которые никогда не были опубликованы, но некоторые взяты из сообщения Льюиса, Роджер­са и Шлина о двух клиентах.

2 Конструкт Дж> Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии противоположных значений на основе конкретно­го опыта (например, хороший—плохой).

__________________________ 167

Возможно* эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуу­ма. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и при­ливы своих чувств. Способы, с помощью которых он истолко­вывает опыт, определяются его прошлым, они застыли и не затрагиваются реалиями настоящего* <»*> Дифференциация личностных смыслов опыта является глобальной и грубой, опыт видится в черно-белых тонах. Индивид ничего не сообщает о себе, а только о том, что вне его. У него имеется тенденция видеть себя человеком без проблем, а проблемы, которые он осознает, воспринимаются им полностью лежащими вне его. Наблюдается сильная блокада внутренней коммуникации меж­ду самим собой и опытом. На этой стадии индивид может быть представлен с помощью таких понятий, как «статика», «неиз­менность*, * противоположное течению или изменению».

Вторая стадия

Когда человек, находящийся на первой стадии, может по­чувствовать, что он полностью принят, наступает вторая ста­дия. Мы очень мало знаем> как сделать так, чтобы у челове­ка, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициати­вы и в течение достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом случае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появ­ляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим.

< Назад | Дальше >