Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Мне кажется, что причины, побудившие меня участвовать в таком поиске, очень просты. Так лее как многие психологи

160________________________^__^_^^_

интересовались инвариантными качествами личности — не­изменяющимися аспектами интеллекта, темперамента, струк­туры личности, — так и меня в течение долгого времени ин­тересовали инвариантные качества изменений личности. Из­меняется ли личность и поведение? Что общего в этих изме­нениях? Что общего в условиях, предшествующих этим из­менениям? Наиболее важным является вопрос: какой процесс лежит в основе изменений?

До недавних пор в большинстве случаев мы старались изу­чить этот процесс, выявляя его последствия. Например, у нас имеется много фактов относительно изменений, происходя­щих в восприятии себя и других. Мы не только измеряли эти изменения после всего курса психотерапии, но и выбо­рочно во время него. Однако даже последний вид измене­ний не дает ключа к познанию процесса. Изучение резуль­татов отдельных отрезков психотерапии — это всего лишь измерение результатов, не дающее знаний относительно того, как происходит изменение*

Размышляя над проблемой понимания этого процесса, я пришел к выводу о том, как мало объективных исследований в любой области имеет дело с изучением процесса* Объектив­ное исследование препарирует застывшее мгновение, чтобы снабдить нас точной картиной внутренних отношений, суще­ствующих в настоящий момент. Но наше понимание текуще­го момента обычно достигается с помощью теоретических фор­мулировок, часто дополняемых там, где это возможно, кли­ническим наблюдением за процессом; независимо от того, от­носится ли это к процессу ферментации, кровообращения или процессу расщепления атома. Поэтому я стал осознавать> что, возможно, слишком надеюсь на то, что процедура исследова­ния может пролить свет непосредственно на процесс измене­ния личности. Возможно, это может сделать только теория.

Отвергнутый метод

Когда я более года тому назад решил предпринять новую попытку понять, как могут произойти такие изменения, сна-

__________________^_____________________161

чала я рассмотрел, как может быть описан психотерапевтичес­кий опыт с помощью понятий других теорий. Очень привлека­тельной казалась теория коммуникаций с ее понятиями «об­ратная связь», «входные и выходные сигналы ^ и тому подоб­ное, Существовала также возможность описать процесс психо­терапии в понятиях теории научения или с помощью понятий теории систем. Изучая эти пути понимания психотерапии, я убедился в том, что ее возможно описать с помощью понятий любой из этих теорий. Я думаю, это имело бы некоторые пре­имущества. Но у меня также появилось убеждение в том, что в такой новой области необходимо вовсе не это.

Я пришел к такому же выводу, что и многие ученые до меня: в новой области, возможно, нужно сначала погрузить­ся в наблюдаемые события и приблизиться к явлениям по возможности без предварительных гипотез, использовать по отношению к этим событиям метод естественного наблюдения и описания; вывести наиболее конкретные заключения, соот­ветствующие природе данного материала.

О подходе

Итак, в течение прошлого года я применял метод, кото­рый используется для выдвижения гипотез; метод, который в нашей стране, кажется, так неохотно предлагается или ком­ментируется психологами. В качестве инструмента я исполь­зовал себя.

Как инструмент я обладаю и плохими, и хорошими ка­чествами, В течение многих лет я переживал психотерапию как терапист, Я переживал ее и как человек, сидящий на­против меня за столом, — в качестве клиента. Я думал о психотерапии, проводил исследования в этой области, мне были в деталях известны исследования других психологов. Но я также стал пристрастен, приобрел особую точку зре­ния на психотерапию, старался развить теоретические пред­ставления о ней. Эти знания и теории сделали меня менее чувствительным к самим событиям. Мог ли я быть откры­тым для свежего, естественного восприятия явлений пси-

162___________________________________________________

хотерапии? Мог ли я позволить моему опыту стать самым эффективным инструментом, или мои пристрастия не дадут мне увидеть то, что там есть? Я мог только пойти вперед и предпринять такую попытку*

Поэтому в течение последнего года я провел много часов, стараясь без предвзятости слушать записи психотерапевти­ческих бесед. Я стремился воспринять все ключи к разгадке самого процесса и значимых для его изменения элементов. Затем я старался выделить из этих восприятий самые про­стые качества, которые могли бы их описать. В этом мне спо­собствовали и помогали мысли многих моих коллег, но я бы хотел упомянуть о моем особом долге перед Юджином Генд-лином, Уильямом Киртнером и Фредом Зимрингом, которые смогли по-новому посмотреть на эти вопросы и помощь ко­торых была для меня очень полезна* Следующий шаг состо­ял в том, чтобы'сформуяироватБЭти наблюдения и абстрак­ции невысокого уровня таким образом, чтобы из нихЖяожно было свободно вывести проверяемые гипотезы. Именно это­го уровня я достиг. Я не извиняюсь за то, что не привожу никаких экспериментальных исследований этих гипотез. Если вообще можно опираться на прошлый опыт и если мои формулировки как-то будут соответствовать субъективному опыту других терапист

ов, то будет проведена масса исследо­ваний. Через несколько лет будут собраны многочисленные данные, которые и покажут, соответствуют ли истине утвер­ждения, данные в этой главе*

Трудности и волнения поиска

Вам может показаться странным, что я так много расска­зываю о личных переживаниях, через которые прошел в по­исках некоторых простых и, я уверен, неадекватных форму­лировок. Это происходит потому, что я чувствую, что Vio ис­следования всегда скрыто под водой и перед нами предстает лишь верхушка айсберга, которая и вводит нас в заблужде­ние* Только иногда кто-то вроде My ни действительно описы­вает свой исследовательский метод таким, как он существует

_______________________________________________163

< Назад | Дальше >