Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

1) отслеживать динамику изменений своих представлений о характере психологических проблем абонента, разви­тии отношений в диаде абонент—консультант;

2) определить, чем обусловливается представленный харак­тер членения текста (он не случаен);

3) формулируя свои представления о беседе, сравнивать их

с мнением наблюдателя (согласен или нет, почему?);

4) отслеживать динамику изменений представлений наблю­дателя, — какова логика интерпретации наблюдателя, можно ли найти подтверждение в тексте телефонного

диалога;

5) после знакомства с очередным фрагментом обсудить, как дальше будет развиваться беседа, если она могла бы раз­виваться; лишь после этого приступить к следующему фрагменту.

Приложение 1

К. Р. Роджерс

ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ КАК О ПРОЦЕССЕ1

Осенью 1956 года Американская психологическая ассоциа­ция оказала мне большую честь, наградив меня одной из трех наград, «За выдающийся вклад в науку». Однако награжден­ный подвергался «штрафуя — через год он должен был про­честь научный доклад перед Ассоциацией, Мне не хотелось писать обзор того, что было нами сделано в прошлом. Я ре­шил посвятить этот год новым попыткам понять процесс изменения личности. Это было сделано, но по мере тогог как приближалась следующая осень, я стал понимать, что сфор­мировавшиеся у меня мысли были предварительными, нечет­кими, не подходящими для презентации. Несмотря на это, я постарался изложить на бумаге беспорядочные ощущения, имеющие для меня большое значение, из которых вырисовыва­лось понятие о процессе, отличном от всего того, что я знал ранее. Закончив доклад, я обнаружил, что он слишком длинен, поэтому я сократил его до сжатого выступления, чтобы пред­ставить перед съездом американских психологов 2 сентября 1957 года в Нью-Йорке. Настоящая статья не так велика, как пе

рвоначальный вариант, но и не так коротка, как второй.

Вы обнаружите, что, хотя в двух предыдущих главах про­цесс психотерапии представлен почти полностью с феномено­логической точки зрения, с позиции клиента, в данной работе сделана попытка выявить те качества, которые могут быть

1 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Mr. Издательская группа «Прогресс*, «Универс», 1994* С- 172—207.

___________________________________________________159

замечены другим человеком, и поэтому здесь этот процесс рас­сматривается с точки зрения внешнего наблюдателя.

Из наблюдений, собранных в этой работе, была выра­ботана <(Шкала процесса психотерапии», которая может быть действенно использована для анализа отрывков из записанных бесед. Эта шкала еще находится в стадии пересмотра и улучшения, Даже в своем настоящем виде она обладает неплохой надежностью при сравнении судейских оценок и дает значимые результаты. Те случаи психоте­рапии, которые, как известно, по другим критериям явля­ются более успешными* показывают большее продвижение по «Шкале процесса», чем менее успешные случаи. К наше­му удивлению, было также найдено, что успешные случаи берут свое начало на более высоком уровне «Шкалы про-цесса» по сравнению с неуспешными* Очевидно, мы еще не знаем с высокой степенью уверенности, как оказать пси­хотерапевтическую помощь индивидам, чье поведение, ког­да они к нам приходят, соответствует поведению, типич­ному для первой и второй стадий шкалы, описанных в этой главе. Таким образом, мысли, высказанные в этой статье, как мне казалось в то время, еще недостаточно четкие и

оформленные, уже открывают новые горизонты, бросаю­щие вызов мысли и исследованию.

Загадка процесса

Я хотел бы взять вас вместе с собой в путешествие, посвя­щенное исследованию* Предметом путешествия, целью поис­ка является задача узнать что-то о процессе психотерапии, о процессе, в котором происходит изменение личности. Я хотел бы предупредить вас, что цель еще не достигнута, и кажется, что экспедиция продвинулась в джунглях только всего на несколько коротких миль. Однако возможно, если я смогу взять вас с собой, вам захочется открыть новые полезные до­роги к дальнейшему продвижению.

< Назад | Дальше >