Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

В начале главы отражена логика проведения беседы в кон­тексте авторской модели психологического взаимодействия посредством введения двух «измерений» (индивидуально-про­фессиональных конструктов), задающих вероятностную ди­намику беседы. Предполагается, что «акценты» и «ходы* в обсуждении проблемной ситуации абонента могут быть осмыс­лены в этих «измерениях*. Важно:

1) поставить проблему: как можно описать психологичес­кую беседу в целом;

2) обсудить, какие этапы молено выделить в беседе;

3) сопоставить авторские соображения о логике проведения

беседы с мнениями, представленными в литературе; при этом, как мы отмечали ранее, подвергнуть анализ кри­тике и сомнению, исходя из критерия плодотворности. Далее вновь ставится проблема: «Каковы механизмы по­нимания консультантом абонента и своей профессиональной деятельности непосредственно в ситуации телефонного диа­лога, на что реально ориентируется консультант в процессе беседы? ч> Описываются некоторые психотехнические пробле­мы работы с негативными эмоциональными состояниями, возникающими в ходе беседы. Приводятся записи из журна­ла службы. Важно:

1) обратить внимание на необходимость тщательного и уг­лубленного анализа своих переживаний в процессе про­ведения психологической беседы;

2) показать связь между рефлексией своего состояния, процессами понимания абонента и характером протека­ния беседы (тезис: понимание есть воздействие!);

3) обратить внимание на роль конфронтации как психоте­рапевтического приема; в чем преимущества и ограни­чения данного приема;

4) на основе анализа данного раздела подумать о специфич­ности телефонной беседы (это один из основных лейт­мотивов текста).

Затем приводится текст первого фрагмента консультации* результаты самонаблюдения консультанта и мнения внешних наблюдателей. Показывается, какие существуют инструмен­тальные средства для продвижения и понимания развиваю­щихся отношений в начале телефонной беседы• Данная часть предполагает более активное участие читателя в процессах анализа, чем предшествующая. Важно!

1) придерживаться технологии анализа, описанной в раз­деле;

2) отвечая на вопросы, организующие восприятие фрагмен­та, уделить внимание задаче прогноза развития беседы;

3) сравнить ваши первые впечатления и ответы на вопро­сы — какова динамика;

4) сравнить ваши собственные представления и результа­ты самонаблюдения консультанта — в чем отличие и сходство;

5) при знакомстве с мнениями наблюдателей сравнить их с ва­шими собственными взглядами и видением консультанта;

6) сравнить взгляды наблюдений — какие аспекты теле­фонной беседы и состояния абонента отражены разны­ми наблюдателями, подтвердить или опровергнуть ин­терпретации наблюдателей текстом фрагмента;

7) при знакомстве с авторскими рассуждениями, выходя­щими за пределы непосредственного анализа фрагмен­та психологической беседы> удерживать в фокусе основ­ной лейтмотив рассуждений — о специфичности теле­фонной беседы.

В конце приводится протокол последующих фрагментов анализируемой беседы. Параллельно получается взгляд наблю-

___________________________________________________157

дате ля. Материалы предназначены для самостоятельной ра­боты. Важно:

< Назад | Дальше >