Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

С. — Изменения не сильные- Склянки* вешания, порезы — все это лишь усиливает во мне ощущение поверхностности, отсутствия глубины. Демонстративность. Это подтвердилось- За этими ак­тами я вижу отсутствие систематической работы по творению себя и желание найти простое решение. Таким образом, я ук­репляюсь в мысли о том, что она будет пытаться разрешить проблему одним образом — устранением конкурентки. Я верю в ее попытки покончить с жизнью, но не верю в ее готовность идти в этом до конца» Состояния, которые она при этом испы­тывала, заставляют меня думать о наличии у нее возможности поступать очень решительно, Не остановится ни перед чем, чтобы нейтрализовать «эту женщину»,

К, — Как бы ты оценил суицидальный риск на данном этапе?

С, — Как минимальный. Это демонстрационный тип. Я помню, что наличие демонстративных попыток в прошлом увеличива­ет риск* От раза к разу способы разрядки становятся опаснее, а игра со смертью все «круче*. Неблагоприятное развитие собы­тий (отвержение, однозначная победа конкурентки) может спро­воцировать очередную суицидальную попытку. Не будет гну­шаться, чтоб это сделать при нем, использовав это в качестве средства шантажа, средства привлечения,

К. — Что бы ты мог сказать о своем эмоциональном состоянии в контексте телефонной беседы?

С* — На каком-то этапе я очень близко принял ее проблемы, сей­час ощущение некоторой дистанции. Это началось тогда, когда она стала говорить о попытках суицида. Все-таки для меня это то, что выходят за грань моего восприятия. Это ~ некомфорт­ная для меня ситуация. Мне хочется уйти. Мне неприятно то,

148 ________________^_________

что она мне об этом рассказывает. Раньше ока была понятна и близка мне- Даже можно было говорить об идентификации себя с ней. Этими признаниями она ушла от меня. Раньше она рож­дала во мне сострадание. Сейчас она уже мне рисуется как ма­ленький эгоистичный зверек, который за свой кусок мяса го­тов вцепиться в глотку* Я, как консультант, боюсь стать объек­том манипуляции. Я думаю, что и другой, которого она любит, может стать таким объектом* И здесь я ловлю себя на отожде­ствлении себя с тем, которого она полюбила, И для него я вижу потенциальную угрозу, вот ведь связался. Мне его становится жалко. Была женщина, пять лет прожил с ней.» А здесь ка­кой-то месяц». Неврастеничка! Он для нее — не как субъект, который способен любить, а как средство удовлетворения сво­их потребностей. Субъективное измерение теряется, смазыва­ется. За рассказом не вижу человека, о нем она мало говорит* Теперь я сомневаюсь, любовь ли это?

Хочу высказать предположение о наличии определенного сти­ля реагирования на значимые моменты в отношениях ее с дру­зьями: будь то консультант, или ее объект любви. Если кон­сультант будет говорить то, что она хочет услышать, она будет благодарна. Если нет — обязательно продемонстрирует недоволь­ство. Нахожусь под впечатлением метафоры — кошка с длин­ными когтями, спрятанными в подушечки». Но готовая их вы­пустить. Она сейчас пригрелась* Если бы она обратилась, когда была бы угроза ухода, она была бы жесткой. Консультанту бы досталось.

После прослушивания пятого фрагмента:

С. — Интересный момент. Здесь консультант спровоцировал або­нента, подтолкнув к отождествлению себя с ее другом, проиг­рав одну из возможных позиций. Абонент и сама легко может представить эту позицию. Смысл позиции прост: «Жизнь идет, все продолжается*,, И ты — не такая величина, чтобы затмить собою все*. Консультант уловил то, чего девушка больше всего боялась. Прозвучал голос, который неявно жил в ней самой. Она ненавидит соперницу, но готова согласиться с ее правом быть в жизни любимого человека. Пять лет все-таки вместе прожили! Признает это право, но не принимает сердцем: «Нет, он ко мне больше тянется^. Или вот: «К, — •,. а через месяц опять будет встречаться с этой женщиной*,* а через два месяца совсем забудет о Вас*** и ничего не останется в его голове. А* — Нет, останется*. Абонент спорит не с консультантом, а сама с собой. Подспудно понимает, что опасения могут подтвердить­ся* Но с другой стороны-то? Нет, ее, такую исключительную, такую классную* нельзя забыть.» потому, что забыть нельзя никогда! В

едь я его так люблю. То, о чем говорит консультант, болезненно. Болезненно, ибо вытаскивает из глубины мысли

__________________________________________________________149

черные, запрятанные. Ее мысли. Болезненно вдвойне, ибо по­хоже на правду. Болезненно втройне, ибо не абстракция (в ко­торую впадает консультант несколькими шагами позже в его пессимистической тираде «о психологии подлых мужиков*, кстати говоря, стилистика которой не случайна), а относится непосредственно к ней и касается всех трех участников треу­гольника. Хочет убежать от боли. «Странно* убегает, не поняв и (или) не расслышав консультанта. (Вопрос о том, стоит ли брать в кавычки эти деепричастия, решайте сами.) Результат — реплика, которая обескураживает на время консультанта: «По­чти что его ровесник*.

Другая реплика — «А вот Вы, любили?» — тоже весьма по­казательна. Если продолжать мою линию интерпретации с отож­дествлением, то велико искушение трактовать сказанное как: «А ты-то меня любишь?* Вопрос задается не консультанту, а как бы ее другу. Исходит из контекста предыдущих реплик кон­сультанта («^ Мужчины.,» быстро забывают, когда женщины рядом нет,*, *)• Здесь абонент в консультанте видит Мужчину (представителя касты, рода»*)» хочет услышать его реакцию (внутриродовые отличия не имеют значения: консультант ее друг».). В более широком рассмотрении вопрос поднимает про­блему выбора. Ее парень должен это сделать. «Если ты меня любишь, почему ты ее не оставляешь?* — настойчивая нота, звучащая в репликах абонента,

К. — Исходя из того, о чем сейчас говорил, какая была бы репли­ка на вопрос: *А Вы — любили?*

С, — Моя реплика была бы развернутой, В данном конкретном контексте я бы сказал: «Я любил женщину», одну», пять лет*. И любил за то-то* за то-то и за то-то. То есть за то, чего она боится, что не может дать* Точнее, за те качества, которые у нее отсутствуют. Посмотрел бы на ее реакции,

К- ~ Цель?

С, — Смысл в том, чтобы она смогла поставить себя на место «той женщины» и на место человека, которого она любит. Смысл в том, чтобы «субъектные* качества любимого, мотивы его пове­дения были введены в ее оборот. Это собьет ее с эгоцентричес­кой позиции. Смотри: классическая триада. Задача — показать позиции участников изнутри. Так как отождествление произош­ло, как минимум, сделать более ясными основания позиции парня. Показать, что они — веские, и по-человечески понятные; разрешение ситуации лежит не в простой форме шантажа и противопоставлении с использованием «тяжелой артиллерии* слез, истерик и демаршей, а в ее субъективной трансформации. Ситуация до л лена превратиться из одномерной в трехмерную, из плоской — в объемную.

После окончания беседы:

150__________________________________________________________

< Назад | Дальше >