Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Наблюдатель 2:

1- О характере складывающихся отношений. Во время обра­щения отмечается некоторая настороженность со стороны кли-

ента по отношению к консультанту. Это и понятно: ведь, при­ходя в консультацию (думаю, здесь аналогичный случай), кли­ент проверяет реакцию социума на свою проблему. Девушка говорит об интимных вещах, говорит это незнакомому челове­ку* Отсюда настороженность и страх. Консультант приглаша­ет ее к разговору. Первые его реплики — на то, чтобы снизить тревожность, «напряг*. Игривая фраза консультанта: «Кто этот счастливчик?*. Думал> как бы я ответил: «Я влюбилась!» — «Поздравляю*. Понятно, что любовь— чувство, приносящее страдание, с другой стороны — это святое* В этом фрагменте особой динамики в отношениях я не заметил, хотя некоторое повышение доверия было. Консультант целенаправленно ра­ботал на повышение доверия к своей персоне. Абонента немного разговорили, но оставалось зацикливание. Относительно ме­тодичных вопросов и просьб рассказать поподробнее у меня возникло ощущение, что если еще некоторое время продолжать в таком духе, то абонент даст несколько ответов, а потом обя­зательно спросит, ну и что же ей д

елать* Это некоторая зат­руднительная ситуация, нежелательная для психотерапевти­ческой беседы*

2* Чувства от рассказа. Снисходительность — помесь сим­патии и неуважения. Больше неуважения, чем симпатии. Сочув­ствие. Ситуация очень узнаваема, что называется «втюриться в мужика с бабой*. Мучительно это, я понимаю. Тут нет выхода на уровень действия* Нужно созреть, пережить. Почему-то у меня не сложилось впечатление, что для ее партнера — это всерьез. Возможно ошибаюсь, но на мой взгляд — отношение из серии «попользовался и бросил**

3. О чувствах абонента. Растерянность, переходящая в безыс­ходность и отчаяние. — «Что делать?!* — Тупиковая ситуация для нее. — «Я не могу без него, а с ним.,* ^ — Само радостное содержа­ние любви отходит на десятый план. На первом месте — состоя­ние, когда хочется рвать и биться головой об стену. Думаю, что переживает ситуацию достаточно сильно: по ночам не спит, за­цикливания на всем этом, образ, стоящий перед глазами.

4, Проблема абонента его глазами. Для меня это сложно* Думаю, что это не просто: «Я хочу мальчика.-* Компонент оди­ночества* Может быть: *Мне так хочется, чтобы кто-нибудь меня любил» мне очень хочется^. Или: «Я очень кого-нибудь хочу любить и быть счастливой в любви».

5, О возрасте. Не более шестнадцати—восемнадцати. Может быть* старше, но тогда уж очень инфантильная личность. Судя по языку — «мальчик*.

6* О языке. Она взволнована, поэтому фразы короткие, лома­ные, невыстроенные. Все феномены разговорной речи усилены. Перебивает. В целом можно отметить достаточно бедный словар­ный запас, Низкая рефлексивность находит отражение в речи* Неустойчивость к парадоксам? Абонент не понимает скрытого юмористического подтекста, — «Ну как кто, мальчик — кто*. — Это «удочка*, закинутая консультантом* Для нее же это просто странный вопрос. Все бедно и блекло,

7, Об усилиях консультанта. Сбавить «напряг*, волнение, тревогу, связанные с ситуацией обращения. Это удалось. Вопро­сы на уровне действия: что происходило* За этим попытка полу­чить информацию о ситуации, выиграть время> насадить свой ритм беседы. Втянуть в беседу, а потом абонент сама по себе расскажет. Просто рассказывание тоже терапевтично, даже если абонент не будет касаться своих чувств, описывая фактически происходящее, вспоминая наиболее значимые моменты, выдавая свои оценочные реакции* Жанр «психотерапевтического мини­мализма*: стать слушателем.

8. О прогнозе беседы. Вполне ожидаемо, что абонент будет вре­мя от времени повторять; «Ну что же мне делать?» Думаю, что консультант перейдет к работе с акцентированием чувств, стоящих за действиями* Взгляд на любовные отношения и любовь, отно­шение к данному молодому человеку. Будет поднята тема, как ей кажется, как он к ней относится. Тоже на уровне чувств. Прояс­нение переживаний и эмоций, стоящих «за*. Особых психотера­певтических «глубин» и использования особых техник здесь не будет* Положит трубку в лучшем настроении, нежели перед звон-ком. Пролонгирование эта беседа вряд ли что-нибудь даст.

Выше мы познакомились с комментариями двух наблю­дателей-супервизоров после прослушивания фрагмента. Вос­приятие их во многом отличается. С некоторыми интерпре­тациями консультант не может согласиться- Вместе с тем представляется, что их видение способствует созданию бо­лее целостного представления о первоначальном этапе бе­седы — этапе установления контакта. Наблюдения носят оценочный характер, что в некотором смысле было спрово-

136___________________________________________________

цировано консультантом подбором соответствующих вопро­сов да и самим стилем сотрудничества* За этим стоит по­пытка максимально сблизить позиции наблюдателя и кон­сультанта.

Итак, подведем итоги. В этом разделе мы остановились на анализе фрагмента начала телефонной беседы. Наш замысел состоял в том, чтобы максимально расширить возможности понимания абонента и развития беседы на первом этапе• При­чем для нас было важно показать не только то, что мы ви­дим, но и почему, благодаря каким механизмам осуществля­ется этот процесс. Его интерпретационная расшифровка, по вашей мысли, заставит и читателя обратить внимание на со­здание своих собственных, глубоко-индивидуальных психо­технических приемов погружения в пульсирующий диалог

психологической беседы*

¦

Материалы для самостоятельного анализа и обсуждения (продолжение протокола)

Приведенный ниже протокол разделен на ряд смысловых фрагментов. После каждого фрагмента присутствуют коммен­тарии супервизора (наблюдатель 1), которыми он делится в беседе с консультантом после однократного прослушивания очередного фрагмента. Они не должны вас смущать, так как отражают одну из возможных точек зрения, причем в неко­торых аспектах консультант не согласен с выражаемыми оцен­ками и интерпретациями. Замечания наблюдателя, сопровож­дающие протокол у скорее «затравка* для вашего собственно­го анализа, нежели «истина в последней инстанции*. После прочтения очередного фрагмента сформулируйте две группы вопросов:

— вопросы, которые бы вам хотелось задать супервизору, если бы вы были консультантом;

< Назад | Дальше >