Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

ста, перезвоните прямо сейчас, Я буду ждать Вашего звонка* • Консультант дожидается, когда або­нент положит трубку,)

Приведенный пример — в ряду многих «маленьких хит­ростей» , которые рождаются при выработке индивидуальных психотехнических средств вхождения в телефонный диалог.

По мере накопления профессионального опыта каждый сотрудник вырабатывает свои приемы психологической «на-стройки*, свои психотехнические средства вступления в диа­лог. Описанное выше есть попытка раскодировки сложных и трудно поддающихся вербализации интро- и интерпсихичес­ких процессов, возникающих в результате осознанного при­нятия человеком на себя роли телефонного консультанта.

Взгляд стороннего наблюдателя

Прежде, чем продолжить работу, обратитесь вновь к ана­лизируемому фрагменту беседы* Ниже приводится взгляд на телефонную беседу со стороны двух наблюдателей. Им пред-

____________________________________________________131

лагалось ответить на те же вопросы, что и вам, С чем вы со­гласны, с чем — нет? Особо отметим, что это — взгляд не экспертов, «критиков», а взгляд «подготовленных зрите­лей* — молодых психологов, сфера интересов которых лежит в иных областях, нежели психологическое консультирование-Комментарии были любезно высказаны после двухразового прослушивания аудиозаписи анализируемого фрагмента. Протоколирование осуществлялось с использованием магни­тофона, при расшифровке проведено незначительное редак­тирование-Наблюдатель 1:

1, О характере складывающихся отношений и уровне кон­такта* Первое возникшее чувство, что консультант в данном случае сразу занял доминирующую позицию в диалоге. Это про­являлось в формулировке вопросов, такой энергичной, торопя­щей, опережающей события манере, повышенном тоне. Прояв­лялось как бы в «подстежке* — «так!*. Жесткие, однозначные реплики и очень быстрые переходы. Абонент не совсем успевал ориентироваться, так как задаваемые вопросы лежали в разной плоскости» и за короткий промежуток времени мозаичная кар­тина начинала вырисовываться. Но эта картина была мозаичной> каждая линия начиналась, но не получала развитие. Каждую из линий можно было бы продолжить, но тут же шел поворот к другой стороне. Поэтому абонент, встав перед необходимостью отвечать на вопросы, лежащие в разных плоскостях, не мог от­ветить, раскрыть содержание каждого вопроса. Из-за темпа, рит­ма, тона происходила «сбивка*. С другой стороны, у абонента была явно выжидательная позиция. Она ждала вопросов для продолжения беседы. Может

быть, тактика и была оправдана. Абонент не давал развернутых ответов на вопросы. Но на дан­ном этапе даже в ситуации быстрых переходов (или благодаря им* — К.) некоторая картина начинает складываться. Причем заметна динамика: от односложных («мальчик — ктор) к более развернутым ответам. И потом она включилась в беседу. А уро­вень контакта можно оценить по нарастающей линии: от неко­торого непонимания и, возможно, неготовности к пониманию — к усиливающемуся взаимопониманию*

2. О чувствах от рассказа (истории). То, что рассказывает абонент, и как она это делает, рождает у меня ощущение незре-

лости. Невелик ее возраст! У меня существует предубеждение: сам факт обращения с такой проблемой говорит о личностной незрелости. У меня усиливается чувство покровительства (срав­ните с рассуждениями консультанта о коммуникативной пози­ции «старшего братан, — К*), Поэтому я говорил бы в такой же тональности, как и консультант.

3. Как бы Вы могли описать чувства, которые испытывает абонент? Обращение ее было искренним: она действительно не знает, как найти выход из создавшейся ситуации, С другой сторо­ны, она и не слишком большие надежды в ее разрешении возлага­ет на «Телефон Доверия» . Это — ке развлекательный звонок* Або­нент искренне хотел поделиться без ожидания конструктивной помощи, поскольку ситуация ей кажется неразрешимой*

4. Попытайтесь сформулировать (домыслить) ^проблему» абонента, Я встретилась с молодым человеком, который, как мне кажется, отвечает моим идеалам. Он — хороший! Чувствую всеми фибрами своей души — он тот самый* которого я ждала. И, казалось бы, он должен заметить меня. Ведь я его ждала. Он мне предназначен. И здесь появляется как бы «жена». Он даже не расписался! Она становится препятствием мне в обла­дании им. А я хочу! Хочу быть рядом с ним, видеть и чувство­вать. Не хочу ни с кем делить. Почему так в жизни случается: только находишь свое, а эта ниша оказывается занятой? Черт побери! А с другой стороны, у меня злость к ней (*жене» — К.). Почему он меня раньше не заметил? Ведь так хорошо могло быть* Я даже готова абсолютно разделить с ним все беды и ра­дости.,. Да и на него досада: как меня с моим чувством можно было не заметить?!

5. О возрасте. По моим представлениям, человек с более бо­гатым жизненным опытом нашел бы средства для того, чтобы разрешить эту проблему самостоятельно; с другой стороны, че­ловек мог бы понимать, что обращение на «Телефон Доверия* не изменит ситуацию. Она обращается в силу аффекта, подспуд­но понимая, что ситуация неразрешима. Возраст — 16—17 лет.

6. Об усилиях консультанта. Столкнувшись с недостаточной активностью абонента и недостатком опыта такого диалога, кон­сультант пытается найти внешние зацепки для раскрытия ее про­блемы: «Как Вы познакомились? *>, «Как складывались отноше­ния?^ Это нужно для того, чтобы втянуть в разговор* При этом существо проблемы не затрагивается, однако возможен опосредо­ванный выход к ней через описание ряда действий. Не психоло-

^_____________________133

гические состояния, а фактология, С другой стороны, темп вопро­сов помогает обозначить первичный контакт. Человеку некогда думать, что он говорит консультанту, а надо сформулировать от* вет на прямо поставленный вопрос. Поэтому человек невольно для себя включается в беседу. Переход с этого уровня к психологичес­ким основаниям проблемы таким образом облегчается.

7, Представления о том, как будет складываться беседа даль­ше. Так как я вижу, что контакт и близость нарастают, думаю, что будет более глубокий уровень анализа или даже изложения, описания абонентом своих психических состояний* Если эта ли­ния состоится, тогда консультант сможет оперировать этим мате­риалом и простраивать дальше беседу таким образом,, чтобы вскрыть моменты, которые позволят выйти или наиболее комфор­тно чувствовать себя абонентом в проблемной ситуации. Думаю, что шаг к анализу переживаний> психических состояний абонен­та будет сделан. Залогом тому служит желание развивать беседу.

8. О языке* Здесь не до языковых изысков и красивых форм. Она обращается в не совсем равновесном эмоциональном состоя­нии, В целом; от первоначальной скудости и однозначных отве­тов к большей развернутости* Нормальный язык нормального здравомыслящего человека {?1 — К.). Это язык человека, кото­рый не общается на таком уровне в своем кругу* С другой сторо­ны, абонент достаточно хорошо ориентируется в ведении беседы на «официальном* уровне. Нет, не так* На том уровне, который предлагается» может говорить нормально.

9* Субъективная сложность разговора для меня, если бы я был консультантом? У меня не сложилось представление о том, что абонент до конца верит в возможности «Телефона». Поэтому не было бы большого груза ответственности, что от моего слова зависит все. Мне кажется, она не находится в таком состоянии, что не может себя контролировать* Я себя бы не чувствовал на пике ответственности за последствия моих слов- Но с другой сто­роны, задача, которую предстоит решить.,, В роли консультанта я бы дал больше возможности поговорить ей сначала, попросил бы сформулировать ее существо проблемы: на каждый вопрос я бы дал больше времени для ответа, чтоб не ограничивать репли­ками, брошенными друг в друга.

< Назад | Дальше >