Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

________________^_______________ 129

психологическую территорию, что сопровождается ощущени­ем дискомфорта и желанием «отодвинуться». Вместе с тем дозированная передача дыхания «расцвечивает* эфир, сни­мая ощущение пустоты пространства телефонной коммуни­кации в паузах*

Творческое «обыгрывание» телефонных технических шу­мов и помех в контексте осуществления психотехнических приемов «настройкиfr. Телефонная связь такова, какова она есть, и с этим надо смириться. Шумы, трески, неожиданные подключения посторонних, ухудшение слышимости, внезап­ные обрывы и т.д. — прозаические будни функционирования линии, Но даже эти обстоятельства можно использовать для установления отношений.

Пример из практики

Начало фрагмента:

К. — $ Телефон Доверия». Я слушаю Вас, А* —... Это «Телефон Доверия* ,„ Я вот хотел спросить,» (мальчишеский голос — робко, чуть запинаясь)

К. — Мгм„. да. (Возникает пауза. Неожиданно раздается треск на линии.)

К. — Алло? Меня слышно? А- —Да.

К- — Чего-то шум какой-то. Может быть, мне громче говорить». Так хорошо? (говорит громче)

А- — Вроде ничего.

К- — А так?», (подносит ближе трубку)

А. — Да, Так намного лучше.

К- — Ну хорошо. Если будет плохо слышно, Вы скажете, я постараюсь говорить погромче.

А- — Мгм..,

К* — А сейчас мне хорошо Вас слышно. (После этого шум

неожиданно прекращается.) К. — Ну наконец-то. Мгм—

А. — Я тут хотел посоветоваться (более уверенно). Конец фрагмента.

В этом диалоге технические помехи — не неблагоприят­ное условие беседы, а дополнительный инструмент установ­ки контакта. Их * обыгрывание» меняет расстановку пози-

130___________________________________________________

цийвдиаде «консультант—абонента Чувствуя неуверенность абонента, консультант предоставляет возможность «поруко­водить» собою, тем самым как бы «понижая* свой статус, апеллируя к собеседнику как к «хозяину контакта», Кон­сультант сознательно «приоткрывает* себя, выражая сожа­ление , что досадные помехи мешают диалогу («Чего-то шум какой-то*). Ситуативная тревожность абонента понижается за счет того, что консультант «сбивается с роли^. Мгновен­ная «настройка» происходит сразу же после первой фразы абонента, особенно учитываются интонации. (Подростковый, неуверенный голос. —Ага, требуется более четко себя обозна­чить. Схожее мы наблюдали и в анализируемом нами фраг­менте, но там такое обозначение было более резким). Совмест­ные усилия по преодолению технических трудностей сбли­жают абонента и консультанта» При невозможности дальней­шего продолжения разговора^ например, при усилении шу­мов, он по договоренности был бы отложен- (Возможный вариант: «Вы знаете, я сейчас совсем не слышу. Если Вы меня слышите, пожалуй

< Назад | Дальше >