Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

— „. категоризация,.. — термин, несущий «когнитивист-ский» оттенок, однако трактовка его шире; категориза­ция не ограничивается рефлексивно-аналитическим компонентом; результаты и процессы категоризации могут выражаться в образах, метафорах и даже... в те­лесных ощущениях (например, ощущение «горящей

трубки О;

— ,„ абонента*» — может выражаться в элементарных дихотомиях о клиенте: «клиент — не клиент*, «мой кли­ент— не мой клиент*, «хороший клиент (работаю­щий) — плохой (не работающий) клиент»; о состоянии: «нормальное — ненормальное», «вызывает опасения — не вызывает опасений*; об отношении к абоненту; «сим­патичен — несимпатичен* и т.д.;

— — и проблемной ситуации — «присутствует в тексте — не присутствует* г «есть в сознании — нет в сознании», «структурирована — не структурирована*; в какой об­ласти лежит. Выделение проблемных областей умест­но только в том случае, если это способствует понима­нию абонента и определяет развитие беседы. Необхо­димость их фиксации определяется двумя обстоятель-

124____________^_______________________

ствами: 1) широтой представленной проблематики в обращениях; 2) ориентацией на проблемную ситуацию («семейные проблемы^, «родительско-детские», «секс», «одиночество* и т.д. и т. п.).

Упрощенный вариант первичной категоризации на основе анализа фрагмента приводится ниже, «Мой (клиент— не клиент?)* В нормальном состоянии. Скорее симпатичен. Об­ращение странное. На контакт идет. Проблема отношений с парнем- Любовный "треугольник". Что делаю: пытаюсь раз­говорить и "приблизить" к себе».

Можем ли мы говорить о специфичности первичной кате­горизации в телефонной коммуникации? Разве в «очной» консультативной беседе не происходит нечто схожее?

Да, можем. Во-первых, первичная категоризация в теле­фонной коммуникации направлена на другие аспекты. Напри­мер: «Клиент ли? Мой клиент или не мой? Ориентация на ипо-дружение" или консультирование? Или информирование? Или "отсылку"?* Во-вторых, наряду с общими приемами ус­тановления отношений, есть и специфические приемы, свя­занные, в частности, с опосредованным характером (техни­ческим устройством) взаимодействия.

Пример у иллюстрирующий трудности первичной категори­зации, возникающие в телефонном консультировании, име­ется в нашей практике, когда консультант не мог в течение пяти минут определить даже пол (?!) абонента («смазанные* окончания, нечеткая дикция, маловыразительный голос). В практике же «очного» консультирования задача первичной категоризации абонента и «проблемы» частично решается самим фактом обращения именно в данную службу (напри­мер, обращение в семейную консультацию предполагает, что основная проблема находится в зоне семейных отношений: родительско-детские или супружеские взаимоотношения)* Наличие первичной информации о клиенте в очном консуль­тировании позволяет «настроиться» на тему, подготовить диагностический материал.

Другой аргумент связан с обилием в телефонной консуль­тации обращений с неявным запросом на психологическую

___________________________________________________125

помощь (например, обращения информационно-справочного характера). Как уже ранее отмечалось^ одной из установок консультанта является установка на «Потенциального Кли­ента». «Здравствуйте. Скажите, пожалуйста-*. Если Вы знае­те... Существуют какие-нибудь центры... ну, в нашем районе, куда можно обратиться по поводу венерического заболева­ния?» Очевидно, что вопрос, заданный абонентом, можно трак­товать по-разному. Каковы следующие шаги консультанта?

— Предоставить необходимую информацию (ближайшие центры).

— Выяснить, какие попытки предпринимал абонент, что­бы решить задачу самостоятельно (были ли попытки об­ращения куда-нибудь по поводу этой ситуации, какой информацией располагает абонент).

— Выяснить у какие трудности испытывает абонент в дос­тижении своих целей (только отсутствие информации или еще что-то?). Здесь консультант сознательно рабо­тал на изменение ролевого взаимодействия (информатор-абонент) к отношениям более высокого уровня*

Такая тактика является оправданной, ибо она:

— позволяет установить доверительные отношения с або­нентом;

— проявляет «замаскированные» звонки;

— придает беседе психопрофилактический эффект* Можно ли назвать короткий диалог, который состоялся,

< Назад | Дальше >