Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Понимание абонента через актуализацию и трансформацию личностного опыта может быть выражено в двух ипостасях:

1- «Идущее от абонента* — понимание абонента «изнут­ри*, находясь в его «шкуре*, видя мир его глазами, чувствуя так, как чувствует он, слыша его ушами» — это то, что лучше всего описывается термином «эмпатия». Терапист ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент вре­мени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно пе­редать свое понимание клиенту — так описывает К.Роджерс эмпатическое понимание1. При этом личностные границы консультанта диффузны, неустойчивы, а психотерапевтичес­кий горизонт определяется клиентом. Сравните с житейской мудростью: «Все люди разные».

2, «Идущее от себя* — понимание абонента через осозна­ние своих собственных переживаний по поводу проблемной ситуации и их трансляция. В основе допущение о том, что испытываемое мною в связи с тем, что говорит абонент, в зна­чимых аспектах сопряжено {но не аналогично!) с пережива­ниями абонента.

Как первый, так и второй тип понимания:

— чувствителен к эмоциональной сфере;

— предполагает трансляцию;

— сопоставим с различными фазами беседы.

Приводимые ниже примеры показывают, как «слушание себя» способствует совместному продвижению*

1 См- Роджерс К Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа * Прогресс*, «Универс», 1994.

_________ 111

Пример 1. Абонент входит по кругу*, многословен» болтлив, «растекается мыслию по древу», ставит дымовые завесы.»

Я испытываю легкую досаду, нетерпение. Я воспринимаю этот фрагмент как лишенный психологической событийности, иначе говоря, я считаю, что ничего существенного не происходит. Тог­да я полагаю, что острая обратная связь будет конструктивна; * Извините, я Вас перебиваю, я сейчас чувствую некоторую доса­ду... у меня ощущение, будто мы заблудились в трех соснах. Давайте вернемся к тому моменту.»* Мои чувства (досада) ско­рее всего не отражают состояние абонента, это именно моя реак­ция на то, что и как говорит абонент. И вопрос заключается в том, как эти негативные чувства могли бы внести позитивный вклад в психологическую беседу. Здесь я неэмпатичен, но кон­структивен* Обратная связь, несущая эмоциональную оценку, не является непосредственной; она опосредована моим представле­нием о ее уместности в контексте сложившегося уровня психо­логического контакта.

Пример 2, Абонент, женщина средних лет, с традиционной жалобой на сына (сын: 16 лет, * отбился от рук» , не хочет учить­ся, «лоботряс*), делится своими методами «педагогического вое* питания»: *Я ему говорю, чтоб приходил пораньше, так нет же, всегда заявляется после 12. Может быть, его просто разок не пустить. Пускай ночует у своих приятелей.,.*

Ловлю себя на чувстве «чего-то странного». Это размытое, ни к чему не привязанное ощущение «ненормальности*. Кстати говоря, это важный индикатор, работающий на первичную кате­горизацию звонка, мобилизирующий и заставляющий быть бо­лее внимательным к своим реакциям и организующий слуша­ние. Затем я начинаю испытывать удивление, досаду, затевд зло­бу (блуждающую, не ^заземленную» на абоненте, а «гуляющую* в пространстве *между>) и, наконец, некоторый страх (но сла­бый, не определяющий состояние),., И очень сильное желание отодвинуть трубку от себя (некоторые телефонные консультан­ты говорят, что * трубка жжет руку*). Позволяю себе это сде­лать* Не сильно помогает.,. Наконец, закрываю микрофон очень плотно и изливаюсь в нескольких «сочных* выражениях.

Приоткрывается дверь, заглядывает коллега. Корчу гримасу, выразительно показывая на трубку. Мы понимаем друг друга. С момента выхода из телефонного пространства прошло секунд 20, Вроде полегчало,.. Выдыхаю в трубку — я еще здесь. Можно продолжать работу.

112__________________________________________

Именно страх позволил мне осознать готовность занять пози­цию ребенка (Берн)» к отождествлению с подростком» которого отчитывают* Конструктивным выходом для эмоционального от-реагирования было создание ситуации ролевого тренинга. Пер­воначально я предлагал себя в роли подростка, а абонент-роди­тель сохранял свою позицию, несколько усиливая ее в силу иг­рового характера. Обоснованием такой тактики было предполо­жение, что если я испытываю переживания подобного спектра в разговоре, то и другой («третье лицо*), сталкиваясь с описывае­мым типом поведения, испытывает нечто подобное. Это созна­тельное и отслеживаемое «проецирование» себя в другого (*тре­тьего*) является для консультанта способом трансформации нега­тивных эмоций, а абоненту дает возможность отреагировать в субъективно-безопасной ситуации анонимного контакта.

Вторым вариантом является предоставление своих эмоцио­нальных реакций в качестве предмета обсуждения: *Вот сейчас Вы говорите, что Вы чувствуете, что Вы делаете». Давайте по­пробуем представить, что испытывает он,,,»; возможна интерпре­тация: «Не кажется ли Вам, что он может испытывать..* ж Эф­фективность таких ходов сомнительна: разность установок, эго­центрическая позиция* Попробовать было бы можно*

Описываемые приемы сравнительно безболезненны для абонента. Рефлексируемые эмоциональные отклики приобре­тают иной смысл при принятии решения консультанта пойти на конфронтацию*

За конфронтацией стоит понимание консультанта, что его собственные негативные чувства вызваны высказываниями абонента, но не соотнесены непосредственно со всей личнос­тью абонента в целом. Конфронтация с необходимостью свя­зана с самораскрытием консультанта. Это самораскрытие может быть очень прямым, очевидным и проявляется непос­редственно: «Мы хорошо узнали друг друга и теперь могу прямо сказать Вам то, что я чувствовал на протяжении неко­торого времени*• Это самораскрытие осуществляется через осознанную апелляцию к своему опыту («личностному*) или/ и может проявляться в интерпретационных схемах консуль­танта. Валено, чтобы эти интерпретации не носили спекуля­тивный характер, а отражали личностную позицию в данный

< Назад | Дальше >