Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Излишнее усердие консультанта — стремление дать совет, рекомендацию — вряд ли уместно, хотя готовность их воспри­нимать абонентом сейчас выше, нежели если бы беседа строи­лась по типу «вопрос — ответ* или на начальных этапах (блок 1),

Здесь победой будет максимальный конструктивный сдвиг в видении своей ситуации, и такая маленькая разница в са­мочувствии и будет результатом первого разговора по теле­фону.

Это самая простая схема разговора, отражающая динамику развития беседы: контакт — раппорт — маленькое изменение — закрепление изменения — прогноз движения дальше.

Телефонная беседа: взгляд изнутри

В предыдущем разделе мы остановились на логике проведе­ния телефонной беседы и продемонстрировали некоторые воз­можности консультанта по «ощупыванию» проблемы абонен­та в совместной работе- Однако построение логических схем ориентировано на рефлексивный анализ, внешний по отноше­нию к психологической беседе. Каковы механизмы понимания консультантом абонента и своей профессиональной деятельно­сти непосредственно в ситуации телефонного диалога, на что реально ориентируется консультант в процессе беседы?

Это позиция участника диалога, и взгляд на происходя­щее — субъективный взгляд деятеля, творящего реальность психологического взаимодействия. Остановимся лишь на од­ном частном моменте — возникновении негативных эмоциональ­ных переживаний консультанта и их рефлексивном использо­вании в качестве инструмента лучшего понимания абонента.

Вообще телефонное экстренное психологическое консуль­тирование сопровождается широким спектром переживаний

108___________________________________________________

консультанта,. неразрывно связанных со спецификой работы. Примером могут быть фрагменты записей из засекреченного (исключительно для служебного пользования!) бортового жур­нала службы. Они интересны потому, что:

— одна из функций журнала — психопрофилактическая: канализация (со всеми нюансами понимания слова) эмо­циональных переживаний;

— сделаны сразу же после окончания звонка (потом неког­да — новый звонок) или даже во время него;

— в большинстве, авторы— студенты-стажеры («зубры» более сдержанны, по-видимому, необходимость в таком психотехническом средстве с увеличением стажа осла­бевает).

Записи выбраны без особой тщательности по результатам трех месяцев. Хочется предостеречь от поспешных выводов о связи их с аналогичными проявлениями во взаимодействии с абонентом,

-

Условные обозначения: м/г — мужской голос, ж/г — женский голос, п/а — постоянный абонент

Критерий подбора: записи должны отражать эмоциональные реакции (выражаемые открыто или понятные по контексту). Орфография и пунктуация сохранены* м/г — Я еще вам ничего не сказал, а вы уже слушаете! (очень

зло)* И ничего не скажу* м/г — 49 лет орал благим матом хочу жениться, а его друг

Мч 35 лет слушал на параллельном телефоне. Наверное,

хорошо отпраздновал день рождения.

п/а — Ия^ (которая постоянно звонит). Попрощались,

< Назад | Дальше >