Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

5) Что эта проблема не дает мне делать?

6) Чья вина» что у меня имеется эта проблема?

7) Когда эта проблема меня особенно беспокоит?

Нетрудно заметить, что временной фокус обсуждения про­блемной ситуации переходит с актуальных переживаний (блок 1; вопрос 1) к установлению причинно-следственных связей (как абонент сам понимает причину тех или иных событий и своих состояний — отнесенность к ближнему психологичен

106____________________________________ .___________

кому прошлому (блок 5; вопрос 2), Понимание причин воз­никновения проблемной ситуации работает на ее осознание. Стоит напомнить, что это — одна из психотерапевтических возможностей (хотя и очень мощных). Это чозарение» выс­вечивает новые грани проблемы.

Например:

Блок 5 — Блок 2: понимание причин по-новому структу­рирует выделение актуальной проблемной ситуации, проис­ходит ее рациональная переоценка-Блок 5 — Блок 4: понимание причин по-новому организу­ет отношение к эмоциональным переживаниям психологичес­кого прошлого («А я-то думал,„ так мучился!»).

Блок 5 — Блок 3: понимание причин рождает новые отно­шения к актуальным действиям абонента или к тем действи­ям, которые он предпринимал раньше (Блок 5 — Блок в).

Ключевые вопросы (продолжение): если абонент во время беседы способен ответить с вашей помощью на подобные воп­росы, то можно проверить, готов ли он, поняв проблему, сам ее решить. Для этого ему важно попробовать ответить на Дру­гую группу вопросов:

1) Что бы мне хотелось?

2) Когда бы мне этого хотелось?

3) Как я узнаю» что я этого достиг?

4) Когда я получу то, что я хочу, что я буду иметь кроме этого и что изменится в моей жизни?

5) Какие у меня есть средства и ресурсы?

6) Как мне лучше использовать те средства, которые у меня есть?

7) Что я буду делать прямо сейчас для решения этой про­блемы?

Эти вопросы отражают смещение временного фокуса обсуж­дения в беседе к психологическому будущему. Достаточно частая ситуация, когда абонент может изложить проблему, обсуждает различные ее аспекты, но само ее решение вызы­вает сопротивление. Он не столь конструктивен, чтобы про­двигаться в этой логике. В этом случае трудно ожидать, что

_____________________________________________________107

результатом будет * продвижение абонента к соответствующе­му действию...* (блок 9) . Образ психологического будущего расплывчат и нереалистичен (блок 9). Отношение к нему ам­бивалентно: с одной стороны — надежда, что «можно спра­виться ъ> с другой — неуверенность в собственных силах, ра­стерянность и страх (блок 7),

< Назад | Дальше >