Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Рис.1. Возможные «ходы* в обсуждении * проблемы* в диаде «кон­сультант—абонент *:

ось ОХ — одно из «измерений» в беседе, состоящей из 3 базовых кон­структов описания и обсуждения проблемы в диаде «консультант-— абонент»: «чувства* — эмоционально-чувственное отношение к про­блемной ситуации; «мысли* — рационально-рефлексивное отношение; «действия* — действенный компонент (поведенческий); осьОУ — вре­менное измерение в беседе, состоящее из временных фокусов обсуж­дения и описания «проблемы* в диаде «консультант—абонент*

Блок L Эмоционально-чувственное отношение к проблем­ной ситуации, выражается непосредственно («здесь и сейчас»). Работа ведется с актуальными переживаниями: эмоциональ­ное отреагирование, вербализация эмоций, эмоциональное

104___________________________________________________

проживание через эмпатические ситуации, в случае острого переживания — через абстрактную эмпатию. Возникает ощу­щение психологической близости, «теплоты»- Снижается ощущение одиночества: «Что Вы сейчас чувствуете?»

Блок 2. Отражает рационально-рефлексивное отношение к происходящим сейчас событиям (проблемной ситуации): «Что Вы сейчас делаете? »

Блок 3. Реальное поведение абонента в контексте проблем­ной ситуации. Какие усилия прикладывает абонент, чтобы справиться с проблемной ситуацией.

Блок 4. Эмоционально-чувственное отношение абонента к психологическому прошлому в контексте проблемной ситуа­ции: «Что Вы сейчас чувствуете по отношению к тому, что произошло с Вами?»; «Что Вы чувствовали тогда, когда это возникло?». Фиксируется изменение эмоционального отноше­ния (тогда — сейчас) в оценке прошлого.

Блок 5. Отражает рационально-рефлексивное отношение абонента к событиям, непосредственно предшествующим воз­никновению проблемы, ее актуализации: «Что Вы сейчас ду­маете по поводу того, что с вами происходило?*; «Что Вы тог­да по этому поводу думали?* * Фиксируется изменение в рацио­нальной оценке прошлого. Очень важный блок: ориентация на поиск причин произошедшего (происходящего).

Блок 6. Отражает поведенческие аспекты, относящиеся к моменту возникновения проблемной ситуации (ближайшее психологическое прошлое): «Что Вы тогда делали, чтобы спра­виться с этим?*.

Блок 7, Отражает эмоционально-чувственное отношение абонента к предстоящему будущему (психологическому буду­щему) в контексте проблемной ситуации* Очень серьезный блок: негативный фон усиливается, когда абоненту требуется принять решение — признак сопротивления* Фиксируясь на негативных эмоциях, вы рискуете «запрограммировать» або­нента. Возможны разные приемы — например, апелляция к результатам преодоления сходных состояний— «терапия прежними достижениями*, « подбадривание*.

__________________ 105

Блок 8. Отражает рационально-рефлексивное отношение.к возможному будущему (психологическому будущему). Это образ будущего и отношение к нему. Элементы дихотомии: «построено—не построено*, «реалистично—нереалистично». Один из тактических ходов — взгляд из отдаленного будуще­го на ближайшее: «Что Вы будете делать 1, 2». года спустя по поводу того* что с Вами произойдет? *

Блок 9, Отражает продвижение абонента к соответствую­щему действию, планирование, актуализацию поведенческих альтернатив> По сути, финал разговора. Ориентация на этот блок в начале разговора — ошибка. Непосредственное обра­щение к нему — в кратких, экстремальных случаях, требую­щих немедленного вмешательства и руководства при жесткой лимитированности времени (например, угроза нападения). План — результат его (абонента), а не вашей работы•

Если отвлечься от второстепенных деталей, внутренняя логика построения беседы такова: беседа начинается с терпе­ливого бескритичного выслушивания, в ходе которого проис­ходит эмоциональное отреагирование на значимые аспекты проблемной ситуации, что создает предпосылки для когни­тивного овладения проблемной ситуацией и в дальнейшем к планированию действий.

Ключевые вопросы:

1) Что именно плохо?

2) Почему, в силу каких причин у меня возникла эта про­блема?

3) Сколько времени эта проблема существует?

4) Как эта проблема меня ограничивает?

< Назад | Дальше >