Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

___________________________________________________101

нияк («после этого я впала в депрессию*, * крыша едет»), описаниях отношения к тому, что происходит с абонен­том, через образный ряд, метафоры;

— выражается во временной последовательности описания развития аспектов проблемной ситуации («сначала*, «потому «это возникло только тогда, когда*.,*), что мо­жет отражать субъективно воспринимаемую причинно-следственную связь»

4) Поведенческий аспект — те усилия, которые предпри­нимал (предпринимает) клиент, чтобы справиться с проблем­ной ситуацией, или чтобы она возникла («действия*):

«Что я только не перепробовала: и била его, и просила, чтоб исправился»,

«Когда он приходил домой пьяным, я молчала, уходила в другую комнату «.».

«Первый раз ну„. пацаны,*, там группа была на лестни­це*» толкнули,.. Я ничего не сказал, хотя больно ударился об стену... сделал вид, что это была шутка, смолчал*.

Проблема имеет свою динамику. Резонно предположить, что абонент обращается в телефонную службу тогда, когда пробле­ма актуализировалась. Опрос абонентов, проведенный одной западной службой, показал, что причиной обращения послу­жила: 1) только что возникшая проблема— об этом заявило 38% опрашиваемых; 2) проблема, которая усилилась — 54%. Актуальное состояние проблемы абонента может быть отнесе­но к «психологическому настоящему» (настоящее); причины ее возникновения относятся к «психологическому прошлому» (прошлое), выход из нее, ее разрешение (т. е. порождение но­вой проблемы) — к «психологическому будущему* (будущее).

Замечание 1. а) Беседы роджерианского типа сосредото­чены в области психологического настоящего: если первона­чально проблемная ситуация имеет место, то в процессе пси­хотерапевтической работы «чувства*, «мысли» и «действия» как бы «отклеиваются» от проблемной ситуации, и она, ли­шенная психологического субстрата, проявляется в миге еди­ного потока «организмического» проживания опыта. Клиент

102 _____________

субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет чув­ства к нему. При этом психологическое настоящее не акку­мулировано в структуре жизненного потока. Уйдя из фокуса сознания, проблемная ситуация оживает какой-то своей час­тью в клиенте. На этой стадии нет ни внешних, ни внутрен­них проблем» Клиент субъективно живет какой-то частью проблемы. Она не является объектом.

б) Психоаналитическая беседа в ее классическом варианте сосредоточена главным образом в области отдаленного психо­логического прошлого. Какая-то частная проблема, ставшая поводом для обращения к психоаналитику, расширяется до размеров индивидуальной личной истории пациента. Это «ра­стягивание* приводит к ее трансформации, включению тех аспектов жизни (бессознательных), которые в первоначаль­ной структуре отсутствовали* Ее масса * набухает* в психоло­гическом прошлом, мифологизированные контуры которого можно разглядеть, лишь вооружившись очень мощным би­ноклем психоаналитического инструмента. Результатом яв­ляется экспансия психологического прошлого за границы наличного существования.

Замечание 2. Закономерными следствиями как первого, так и второго типа бесед являются:

— дезобъективация проблемной ситуации;

— трансформация психологического времени ее существо­вания.

Конечно, проблемная ситуация может фокусироваться на ближайшем будущем (например, переживания, связанные с предстоящим изменением жизни: выход на пенсию* переход в новую школу, переезд на другое место жительства и т.д.)* или же на ближайшем прошлом (в результате психологичес­кой травмы)* Но как в первом, так и во втором случае пере­живания имеют модус обостренного ощущения реально суще­ствующего. В этом смысле проблемная ситуация находится в психологическом настоящем.

То, что отболело, уходит с глаз, приобретая статус психо­логического прошлого* Депрессивный больной плотно застре-

^_______ 103

вает в прошлом. Импульсивная личность и инфантильные подростки с легкостью «вылетают* в отдаленное будущее, не беспокоясь о его связанности с настоящим. Общая идея: про­блемная ситуация должна быть встроена в контекст жизнен­ного пути - - психологическое прошлое, психологическое на­стоящее, психологическое будущее. Экспресс-психологичес­кая помощь по телефону, фиксируясь на проблемной ситуа­ции, представляет собой частный вид такого встраивания.

Для личного понимания логики беседы и некоторых пси­хотерапевтических возможностей консультанта обратимся к схеме (рис. 1).

< Назад | Дальше >