Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

hemorrhoids pregnant

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

В соответствии с нашими представлениями о сущности индивидуально-профессионального конструкта, можно также предположить, что конструкт возникает на определенном этапе профессионального развития и актуализируется в ситуации групповой дискуссии. Включение в дискуссию задачи состав­ления прогноза развития психологического взаимодействия в беседе (например, в случае пофрагментарного прослушива­ния и анализа консультации) позволяет максимально развер­нуть веер возможных альтернатив, соотнеся их с рефлексив­ными «почему?* и «исходя из чего?». Акцентируя внимание на связях между описанием (наблюдением) происходящего в беседе и анализом, а также между анализом (интерпретаци­ей) и прогнозом, групповая дискуссия проявляет возможные линии понимания и сталкивает их между собой* Напряжен­ная ситуация совместного творческого поиска вызывает к жизни различные индивидуальные психотехнические средства понимания индивидуально-профессионального конструкта.

Если индивидуально-профессиональные конструкты обла­дают субъективной ценностью для консультанта при освое­нии телефонной психологической беседы, то они с необходи-

______„^_____________99

мостью выходят за пределы той среды, в которой получили свое рождение, а именно: становятся теми средствами-оруди­ями, которыми пользуется консультант для авторской интер­претации концептуальных теоретических подходов и соответ­ствующих им практик* Происходит переосмысление теорети­ческих представлений на качественно новом уровне*

Логика телефонной беседы

«Я поссорилась со своим парнем, а теперь кусаю ногти от злости на себя, что я ему тогда наговорила,,, А что делать, я не знаю**. Помогите!»

«Сын просто от рук отбился (всхлипывает)* Я плачу по ночам от бессилия», а ему на все наплевать... Мне кажется, он нарочно»,*

«Пацаны постоянно пристают в школе, а я не могу им от­ветить. Надо мной даже девчонки смеются».»

Самые разнообразные обращения можно свести к одному предложению: «Мне плохо, я не знаю, что мне делать, как поступить*. Такие обращения назовем «проблемными*. Про­блема абонента — структура, включающая в себя:

1) Проблемную ситуацию (чаще всего выраженную в сис­теме социальных взаимодействий), В своем первом прибли­жении она квалифицируется в терминах абонента «ссора с парнем», «пацаны избивают в школе», «конфликты с сыном»* Носит житейский характер, малодифференцируема, подвиж­на* плохо структурирована. Это сюжетная канва беседы, ос­новная фабула, В ее отсутствие диалог становится хрупким, «зависает», теряет предметность, конкретные очертания* ста­новится аморфным, субъективно участниками воспринимается как «странный», С одной из характеристик обращения вне контекста проблемной ситуации сходно описание состояния психологической интоксикации, которое дает А.Ф. Копьев: «Находящийся в этом состоянии клиент порой парадоксаль­но энтузиастичен, он, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или стра­дания и обращается за консультативной помощью как бы

100_________________________________^_____^__

впрок. Его проблемы звучат, быть может, и очень внушитель­но , но они аморфны, слишком многочисленны или слишком общи, он склонен находить в себе все возможные и невозмож­ные "комплексы", а его готовность к рефлексии подчас столь же безгранична, сколь и его изначальная надежда на консуль­тирование»1 . В наиболее простых случаях проблема абонента в достаточно явном виде присутствует в описанной проблем­ной ситуации, где контекстуальные смыслы достраиваются консультантом, исходя из здравого смысла и личного опыта. В ней присутствует противоречие, понятное для абонента и консультанта (в первом приближении). Любому практическо­му психологу-консультанту хорошо известно: то, что предла­гается в качестве обсуждения (запроса), может не являться самым главным, что волнует клиента. Вычленение проблем­ной ситуации, в которой наиболее сконцентрирована и «жи­вет» проблема — важный момент беседы.

2) Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации («чувства*):

— может быть открыто высказано абонентом;

— интуитивно устанавливается консультантом через харак­теристики речи: паралингвистические компоненты (то­нальность, диапазон), экстралингвистические (например, смех — тревога? Покашливание — смущение? Пауза — растерянность?),

3) Рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации («мыслиО:

— может быть открыто высказано абонентом («я думаю, что причиной**,*);

— проявляется в неявных подразумеваниях («я понимаю, что нечеловечно так жить = я должна жить лучше* — элемент долженствования);

— выражается в абстрактных понятиях, терминах, нагру­женных индивидуальным смыслом, сленговых выраже-

1 Копъев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1986* № 4. С. 124.

< Назад | Дальше >