Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Открытка http://petelka.info/foto-o-skrapbukinge/otkrytka.html - Petelka.info

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Наличие необхо­димых качеств

Примечания

VI. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ

Понятие индивидуально-профессионального конструкта

Эта глава посвящена очень интересной и во многом нетра­диционной форме оказания психологической помощи* Речь пойдет о телефонном консультировании, но с определенной позиции — позиции консультанта. Очень хочется «залезть к нему внутрь» и посмотреть на беседу его глазами. Как он по­нимает то, что происходит между собеседниками, и благодаря каким психотехническим механизмам он видит то или иное?

Представьте» что вы познакомились с какой-либо консуль­тативной беседой (услышали аудиозапись, посмотрели видео­запись) > Если вы выскажете свои впечатления о ней и послу­шаете мнение других, максимально пытаясь развернуть их интерпретацию, то окажется, что в основе таких аргументов присутствуют некоторые моменты взаимодействия в диаде <склиент—консультант», в отношении которых у наблюдате­лей возникают разные точки зрения. Вы можете не соглашать­ся с самими интерпретациями, но если они основаны на ре­альных и фиксируемых аспектах взаимодействия в беседе, то ваша собственная аргументация должна учитывать эти аспек­ты. Таким образом, некоторый факт или аспект взаимодей­ствия становится психологическим фактом в структуре вашего внимания. Факт становится собственно психологическим фактом, когда мы вырабатываем наше отношение к нему. Первичное понимание процесса психологической беседы адек-

^_______ 95

ватно может быть описано через систему психологических фактов. Так, отдельная реплика в диалоге может оказаться без нашего внимания или превратиться в важное свидетель­ство развития психологического события. В последнем слу­чае мы имеем дело с психологическим фактом, так как реп­лика представляется для нас значимой, хотя подчас мы зат­рудняемся развернуто ответить, почему* Обмен репликами, резкое изменение интонации, определенный смысловой блок» поворот темы, рефлексируемое переживание — примеры пси­хологических фактов. Они играют определенную роль в по­нимании взаимодействия в беседе, если мы задаем себе воп­росы: «Что они значат для участников диалога, каков их пси­хологический смысл у и о чем они нам говорят?». Изменим контекст — предположим, у вас изменилось отношение к вза­имодействию под влиянием коллег, других наблюдателей. Означает ли это, что факты исчезают из вашего сознания? Мы предполагаем, что нет, при условии, что вы творчески и кри­тично анализируете беседу. Может поменяться «знак** «мо­дус», «

масштаб*; иная точка зрения лишь еще ярче обозна­чает психологический факт. При повторном прослушивании (просмотре) консультации вы будете более внимательны и чутки к малейшем нюансам взаимодействия*

Любой практический психолог на определенном этапе про­фессионального развития сталкивается с необходимостью со­здания своей индивидуальной консультативной (психотерапев­тической, психокоррекционной) модели, значимым компонен­том которой является его собственная индивидуальность, взя­тая в процессе осознанных профессиональных навыков и уме­ний. Неустранимая субъективность этого долгого процесса является закономерным лейтмотивом профессионального ста­новления. Применительно к психологической реальности те­лефонного диалога это означает, что ее анализ всегда будет нести отпечаток авторства: реальность (психологическая ре­альность как совокупность психологических фактов) телефон­ного диалога, о которой мы будем говорить в этой главе, пред­стает перед нами как то, что постоянно создается всякий раз, когда мы помещаем ее в поле столкновений разнонаправлен-

96_______________„_^__________

ных суждений» а не как то, что есть на самом деле. Отсюда становится понятной наша дидактическая задача: создать условия, в которых ваша собственная познавательная актив­ность будет направлена на продуцирование различных реф­лексивных структур понимания, выходящих за пределы праг­матических аспектов телефонного консультирования («как надо консультировать») и вызывающих к жизни соответствен­но разнообразные линии интерпретаций и анализа.

< Назад | Дальше >

Материал взят с сайта nebo1it.ru