Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

В колонке «Стадия» ставится цифра от I до VII, соответ­ствующая стадии психотерапевтического процесса с точки зрения наблюдателя. Кроме того, рядом отмечается катего­рия наблюдения, по которой делается вывод о том, что на­блюдаемый эпизод соответствует данной стадии: II ч, — вто­рая стадия у чувства; IV п. — четвертая стадия, отношение к проблеме; V к. — пятая стадия, личностные конструкты. Протоколируются изменения стадий.

В колонку «Примечания» вносятся существенные, важные с точки зрения наблюдателя факты наблюдения за невербаль­ным поведением терапевта и клиента*

Для облегчения наблюдения хорошо воспользоваться таб­лицей 1, в которой кратко описаны 7 стадий психотерапевти­ческого процесса. Просмотр видеозаписи осуществляется в непрерывном режиме. Это напряженное занятие, позволяю­щее побыть в «башмаках психотерапевта*, ведь нормальная сессия длится около 1 часа без перерывов.

Сразу после наблюдения проводится групповое обсуждение результатов наблюдения. В ходе обсуждения необходимо обра­щать внимание на то, чтобы высказывания участников обяза­тельно опирались на факты наблюдения, а не уходили в область догадок и фантазий* Особо следует обращать внимание на слу­чаи, когда наблюдение не точно. Иногда необходимо повторное просматривание спорного эпизода. Вопросы, которые следует обсудить: на какой стадии психотерапевтического процесса пре­имущественно находится клиент, какие изменения были заме­чены в ходе данной сессии, удалось ли заметить условия этих изменений? Дома пишется индивидуальный отчет.

Во второй части задания внимание больше сосредоточива­ется на работе терапевта. В начале, в ходе групповой дискус­сии, обсуждается, каким образом могут быть проявлены ка­чества, обеспечивающие процесс клиенто-центрированной те­рапии. Для того, чтобы повысить включенность студентов, дискуссия проводится в два этапа. Сначала, 20—25 минут в малых группах по 3—4 человека, студенты обсуждают, как можно наблюдать за работой психотерапевта. Затем каждая группа рассказывает о результатах своей работы и создается

____________________________________________________91

таблица, с помощью которой будет осуществляться наблюде­ние за следующей беседой (таблица 3),

Наблюдение проводится в непрерывном режиме и сопро­вождается заполнением протокола наблюдения (таблица 4).

После наблюдения проходит групповое обсуждение. Воп­росы, которые надо затронуть: как проявлены у терапевта качества, обеспечивающие процесс; «удачи* и «ошибки*, замеченные в беседе; наблюдается ли связь между действия­ми терапевта и изменениями клиента? Дома пишется инди­видуальный отчет.

Оформление отчета

1 занятие

I, Краткое теоретическое введение

II р Аппаратура

IIL Методика наблюдения за VII стадиями

IV. Результаты наблюдения (протокол)

V, Обсуждение результатов

2 занятие

1. Краткое теоретическое введение П. Аппаратура

III. Методика наблюдения за работой психотерапевта IV- Результаты наблюдения (протокол) V, Обсуждение результатов

В разделе * Выводы* студент должен ответить на следую­щие вопросы:

< Назад | Дальше >