Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Коротко подытожим — нет схемы в беседе с больным. Есть схема проведения эксперимента.

V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К. РОДЖЕРСУ ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Данное задание предназначено для проведения занятий в рамках Общего практикума по теме «Наблюдение и беседа*.

Целью данной работы является ознакомление студентов с теоретическими представлениями и практикой К, Роджерса. Необходимо отметить, что в ходе подготовки к работе студен­ты осваивают большой объем теоретического материала» ко­торый необходим для полноценной включенности в выполне­ние практической работы. Теория психотерапии К. Роджерса в ходе выполнения задания становится «живым знанием*, и такая ситуация создает сильную познавательную мотивацию студентов. Опыт участия, активного наблюдения и обсужде­ния психотерапевтической беседы дает возможность исполь­зовать полученные в ходе работы знания для профессиональ­ного и личностного развития.

Важно осознавать, что в рамках самого задания практи­чески осуществляется роджерианский подход* Эти занятия создают условия для качественных изменений в сознании и студенты получают не только информацию о том, что такое личностно-центрированный под ход, но и сами работают {со­вместно с преподавателем) «роджерсами*.

Для того, чтобы практически осуществить эту очень не­простую задачу, мы предлагаем использовать наблюдение за психотерапевтическим процессом, используя представления К.Роджерса о семи стадиях. Это позволяет студентам почув­ствовать сложность и ответственность работы психотерапев­та, ощутить реальность процесса изменения клиента в ходе

88______________________________________________________

сессии и увидеть именно этот аспект психотерапии, Сам К, Роджерс подчеркивал, что важно видеть эту сторону дей­ствительности в рамках психотерапии. В своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» К, Роджерс пишет: «,,. я действительно старался дать себе возможность почув­ствовать, а затем и выразить явление, которое, как мне ка­жется, является центральным в психотерапии, центрирован­ной на клиенте. Моя книга "Психотерапия, центрированная на клиенте"1 была только что опубликована, но я уже не был удовлетворен главой, описывающей процесс психотерапии, написанной около двух лет назад. Мне хотелось более дина­мично передать то, что происходит с человеком во время пси­хотерапии»2. Очень важно понимать, что роджерианский подход ставит в центр внимания не решение проблемы, а то, что происходит с человеком в ходе психотерапевтического процесса. Эти изменения описаны К.Роджерсом как семь стадий , которые проходит человек на пути от жесткости, ригидности, омертвелости к мягкости, подвижности, ожив­ленности

(см» Приложение 1),

Психотерапевтический процесс обеспечивается «терапи-стом*. Описание того, что делает терапист для создания ус­ловий личностных изменений клиента, у Роджерса очень интересно, и в первую очередь тем, что речь идет не о тех­нике, а о «бытии», Процесс психотерапии обеспечивается не внешне организованным поведением тераписта, а его полным присутствием в ситуации* Это очень важно понять, поскольку роджерианский подход практически не имеет техники, которой можно было бы обучить. Как иллюстра­цию этого, можно сравнить описание работ самого К, Род­жерса и работ его ученика Ф. Фаррелли3, Эти тераписты ведут себя с клиентами настолько по-разному, что с внешней

1 В русском переводе «Клиенто-центрированная терапия»,

2 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека* М*: Издательская группа « Прогресс*, «Универс*, 1994* С* 117,

3 См* Фаррелли Ф., Брандсма Дж, Провокационная терапия, Екате­ринбург: Екатеринбург, 1996.

________________________________________________________89

точки зрения они могут показаться представителями диамет­рально противоположных течений психотерапии. Однако по сути, по своему присутствию в психотерапевтическом процес­се — это клиенте-центрированный подход.

По К* Роджерсу, терапист, работающий в идеологии кли-ент-центрированного подхода, должен быть эмпатичным, при* нимающим и конгруэнтным* С подробным описанием этих ка­честв можно ознакомиться в Приложении 2. Но у каждого человека эти качества проявляются уникальным, только ему присущим образом. В ходе наблюдения за работой конкрет­ного тераписта студенты учатся видеть наличие или отсутствие этих качеств*

Отработка задания

Аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи 2—3 клиенто-центрированных бесед. Методика наблюдения

Задание выполняется на 2-х занятиях. В первой части на­блюдения студенты в основном наблюдают за клиентом. Их основная задача — научиться наблюдать за продвижением клиента с позиции клиенто-центрированной терапии. В ходе работы студент заполняет протокол наблюдения ? который при­кладывается к отчету, Примерный вид протокола приведен в таблице 2* В колонке «Тема» фиксируется с максимально дос­тупной степенью подробности вербальное содержание беседы. Идеалом содержания этой колонки является стенограмма, но это невозможно в силу отсутствия у студентов необходимых технических навыков. Кроме того, необходимо учитывать, что надо параллельно выполнять задачу наблюдения за стадиями психотерапевтического процесса. В протоколе можно исполь­зовать нумерацию тем. Номер меняется на следующий по по­рядку, когда содержание беседы, по мнению наблюдателя, ме­няется по смыслу. Таких тем в беседе может быть 5—10* Сле­дует отмечать, по чьей инициативе происходит смена тем: кли­ента или терапевта.

90_____________________________

< Назад | Дальше >