Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

— проанализировать полученные сведения о содержании полюсов шкалы (т. е. крайних точек всего субъективно­го «поля оценок», внутри которого испытуемый опреде­ляет себя);

— проанализировать полученные сведения о содержании желаемой самооценки;

— сделать заключение по результатам исследования дан­ной шкалы.

Вслед за анализом четырех основных шкал следует пе­рейти к разбору результатов, полученных по дополнитель­ной шкале («знание себя*). Особое внимание надо обра­тить здесь на представление испытуемого о своих возмож­ностях самопознания, на характер критичности данного испытуемого.

74_______________.________________________________

В заключении необходимо проанализировать общий ха­рактер самооценки испытуемого. Здесь можно наметить та­кие пункты:

— насколько целостна самооценка, в какой степени ее ча­сти, параметры связаны между собой;

— существует ли разнобой в уровнях самооценки по шкалам;

— каков средний разрыв между идеальной и реальной са­мооценкой, каковы ее возможные причины;

— какова предположительная степень уверенности или неуверенности испытуемого в себе, в его представлении о знании себя;

— каково может быть отношение испытуемого к возмож­ным успехам и неудачам и т.д.

При описании и анализе содержания беседы необходимо помнить, что все выделенные выше моменты являются наи­более общими указаниями; неизбежное разнообразие матери­алов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расши­рения круга анализируемых вопросов»

IV. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА {выступление Б. В. Зейгарник)1

Если вы исследуете лнчность, то вряд ли обойдетесь без беседы. Если назвать эту беседу клинической, то клиничес­кой в широком смысле слова, потому что это не беседа врача* это беседа экспериментатора-психолога с психическим боль­ным, с соматическим больным, с человеком, заболевшим и находящимся в стационаре или приходящим в диспансер. Но это не принципиально, хотя здесь есть свои нюансы.

Проблема беседы непроста и необходимо провести класси­фикацию беседы. Прежде всего это беседа психолога-экспе-римевтатора во время эксперимента, потому что прежде все-го патопсихологический эксперимент — а я говорю сейчас о патопсихологическом эксперименте — это обязательное обще­ние с больным. Вы все время общаетесь с больным, причем не только в вербальном плане, но и мимически: вы можете пожать плечами, поднять брови и т.д. Экспериментатор-па­топсихолог всегда немножко актер, так же как эксперимен­татор левиновской школы.

Второе — это беседа в узком смысле слова, когда речь идет не о беседе во время эксперимента, а об обычной банальной беседе с больным*

Я начну со второго, с беседы в узком смысле слова. Дело в том, что, во-первых, беседа не проводится вообще. Беседа про­водится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы бе-

1 Выступление на факультете психологии Московского государствен­ного университета имени М.В.Ломоносова в 1986 г.

76________________________________________________________

се до вали (если вы с ним беседовали до того), из истории болез­ни, потому что вы не можете начать беседы с больным, не про­чтя историю болезни* Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни. Вы не дол­жны дублировать беседу врача. Как неопытный студент и ног-да делает? Прочитав историю болезни, сразу начинает расспра­шивать больного о его галлюцинациях или* скажем, о его на­строении* Этого ни в коем случае нельзя делать* Вы уже сразу закрываете себе доступ к этому больному* В дальнейшем вы, может быть, этого коснетесь, но опосредованно*

< Назад | Дальше >