Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Просмотровые и автоматические детекторы валют.

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Невербальное общение включает в себя такие формы са­мовыражения, которые не опираются на слова и другие ре­чевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невер­бальное общение содержит достаточно элементов, которые

позволяют убедиться в достоверности того, что сказано сло­вами.

Понимание невербального языка в основном приобретает­ся при обучении. И, хотя люди в этом плане очень отличают­ся друг от друга, установлено> что чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица — мимика — главный показатель чувств» Легче всего распознаются положительные эмоции: счастье, любовь, удивление; труднее — отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Наиболее информативны в данном случае поло­жение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, поло­жение губ. Особенно экспрессивны губы человека. Так, плот­но сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогну­тые — сомнение или сарказм1. Улыбка, как правило, выра­жает дружелюбие, потребность в одобрении, В то же время, как элемент мимики и поведения она зависит от региональ­ных и культурных различий. Поскольку улыбка может отра­жать разные мотивы, следует быть осторожным в ее истолко­вании. Например* чрезмерная улыбчивость часто выражает потребность в одобрении или почтение по отношению к на­чальству; улыбка* сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Лицо экспрессивно отража­ет чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролиро­вать выражение своег

о лица» В неприятной ситуации натяну­тая улыбка выдает чувства беспокойства и извинения.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Когда мы смотрим на говорящего, это означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят, Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачива­ются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Время от времени гла­за собеседников встречаются, но на короткое время. Легко

1 См* Лтеатер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как пра­вильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1984.

62__________________________________________________

поддерживается визуальный контакт при обсуждении прият­ной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в подобных случаях воспринимается как признак враждеб­ности, создает неблагоприятное впечатление о смотрящем. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если го­ворящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить, По завершении своего выска­зывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза со­беседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Интонация и тембр голоса. Умеющий слушать понимает больше, чем значат слова говорящего. Можно оценить и тон голоса > скорость речи, заметить отклонения в построении фраз (например, аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее не­рвозность, ревность. Сила и высота голоса тоже несут допол­нительную информацию о сообщении говорящего. Так, напри­мер, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голо­сом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности> силы и высоты звуков; пе­чаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушен­ным голосом с понижением интонации к концу каждой фра­зы. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремится убедить своего со

беседника* Мед­ленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначи­тельные ошибки — повторение слов, неуверенный или непра­вильный их выбор, обрыв фразы на полуслове — люди неволь­но выражают свои чувства или намерения. Обычно речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть. По­рою звуки — междометия, вздохи, нервный кашель, фырка­нье ит,п. — могут означать больше, чем слова.

____________________________________________________63

Позы и жесты* Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике, т. е. по тому, как он сто­ит или сидит, по его жестам и движениям. Поза говорящего, склоняющегося к сидящему, более способствует развертыва­нию общения, поскольку она свидетельствует о внимании, В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или раз­валивается в кресле* Следует понаблюдать, в каком положе­нии собеседник чувствует себя наиболее удобно, как он сто-ит^ сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него смотрят* Значение многих жестов рук или дви­жений ног в определенной мере очевидно. Например, скре­щенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку доверия. Сидят* подпе­рев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, под­боченившись, — признак неповиновения, или, наоборот, го­товности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собес

ед­ников находятся в постоянном движении; хотя кивание го­ловой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы поощряя собеседника продолжить речь* Кив­ки головой действуют на собеседника одобряюще, однако быст­рый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция ча­сто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легче беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика- Активная жестикуляция часто отражает положи­тельные эмоции и воспринимается как признак заинтересован­ности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Другим важным фактором является межличностное про­странство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Обычно, чем больше собеседни­ки заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагают­ся. При этом социальное расстояние для неформальных со­циальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным от-

64_______________________________________________________

ношениям. На расстояние между собеседниками может повли­ять и стол, если во время беседы он не используется по свое­му прямому назначению, т. е. на нем не пишут, не рисуют и т. п. Стол может ассоциироваться в подобном случае с высо­ким положением и властью, что может сразу же придать бе­седе вид ролевого общения• По этой причине удобнее в неко­торых случаях проводить беседы, сидя рядом с собеседником на стульях, стоящих под углом друг к другу*

Невербальное общение позволяет точнее понять сказанное. В том случае, когда невербальные «сообщения* противоречат сказанным словам, следует особенно внимательно отнестись к этому обстоятельству. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто продуманно, остав­ляя себе время для оценки происходящего и принятия реше­ния. Например, говорящий соглашается с вами, но проявля­ет при этом признаки сомнения: делает частые паузыт задает вопросы, его лицо выражает удивление и т. п. В данном слу­чае возможно высказывание такого типа: * Похоже, Вы к это­му относитесь скептически? И с чем это может быть связа­но? 1* • Подобное высказывание выражает внимание к тому, что говорит и делает собеседник, не вызывая у него беспокойства или защитной реакции.

Итак, эффективность беседы зависит не только от внима­ния к словам говорящего, но и в не меньшей степени от по­нимания невербальных сигналов — жестов и мимики говоря­щего. Анализ содержания вербального и невербального обще­ния позволяет правильно интерпретировать содержание бесе­ды и, следовательно, повышает уровень достоверности ее ре­зультатов .

< Назад | Дальше >

Пишет https://krac0tka.ru