Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

ли, что в создании изображений <».>. А вот если бы кто спро­сил, чем мудр софист, что бы мы ответили? В каком деле он наставник?

— А что если бы мы так определили его, Сократ: это тот, кто наставляет других в искусстве красноречия?

— Может быть, <„.> мы и верно бы сказали, однако недоста­точно, потому что этот наш ответ требует дальнейшего вопроса: если софист делает людей искусными в речах, то о чем эти речи? Кифарист, например, делает человека искусным в суждениях о том, чему он его научил, — то есть об игре на кифаре. Не так ли?

-Да.

— Допустим, Ну, а софист, в каких речах он делает искус­ным? Не ясно ли, что в речах о том, в чем он и сам сведущ?

— Похоже на то.

— А в чем же софист и сам сведущ, и ученика делает сведущим?

— Клянусь Зевсом, не знаю, что тебе ответить. <»¦>

— Как же так? Знаешь, какой опасности ты собираешься под­вергнуть свою душу? <.„> Когда речь зашла о душе, которую ты ведь ставишь выше, чем тело, потому что от того, будет она луч­ше или хуже, зависит, хорошо или дурно пойдут все твои дела, ты ни с отцом* <—> ни с кем из нас, твоих друзей, не советовал­ся, вверять ли тебе или не вверять свою душу этому пришлому чужеземцу. <*„> Ты называешь его софистом, а что такое софист, оказывается, совсем не ведаешь, хоть и собираешься вверить себя ему. <.,.> Так вот, если ты знаешь, что здесь полезно, а что — нет, тогда тебе не опасно приобретать знания и у Протагора, и у кого бы то ни было другого; если же нет, то смотри, друг мой* как бы не проиграть самого для тебя дорогого. <¦••> Знания же нельзя унести в сосуде, а поневоле придется <.„> принять их в собствен­ную душу и, научившись чему-нибудь, уйти либо с ущербом для себя, либо с пользой* Это мы и рассмотрим <„•>*.

Непосредственным предметом обсуждения в беседе Сокра­та с Гиппократом является выяснение вопроса о том, кто та­кой софист, что он умеет, знает и, соответственно, чему обу­чает своих учеников* Однако это обсуждение носит не абст­рактный т отвлеченный и не дидактический характер, вопрос обращен к конкретному человеку, стоящему на пороге поступ­ка. Таким образом, обсуждаются очень значимые для собе-

________________________________________________________49

седника Сократа вещи — каковы возможные последствия намеченного им шага, и мы видим, как первоначально нео­пределенное желание быть учеником Протагора превращает­ся в реалистический вопрос с пониманием неотвратимости изменений в судьбе, придущих от ученичества, выделением зоны риска поступка* И речь Сократа обращена именно к нему, к Гиппократу, а не к абстрактному, идеальному собеседнику (как это имеет место в дидактических диалогах, популярных в схоластической традиции): дело не в том, что неясно, чему обучает Протагор, а в том, что Гиппократ собрался поступать в ученики и под этим углом зрения и только для этого рас­сматривается вопрос о софисте.

II. МЕТОД БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Основные типы бесед в исследовании личности

Как известно, беседа является одним из самых продуктив­ных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место бе­седы в арсенале методов исследования личности связано так­же с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования> он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требова­ния к экспериментатору-психологу, его мастерству, профес­сиональной зрелости.

Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой»

до «практически свободной». Основными критериями отне­сения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и страте­гия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегиейf как правило, подразумевают состав­ленный психологом в соответствии с целями и задачами бесе­ды набор смысловых тем и последовательность движения между ними* Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной яв­ляется его тактика. Стандартизация беседы означает также и

____________________________________________________51

то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.

Таким образом, полностью контролируемая беседа предпо­лагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противо­положный полюс — практически свободная беседа — отсут­ствие заранее сформулированной программы и наличие ини­циативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

< Назад | Дальше >