Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

1 Виноградов А. Три цвета времени. М.: Правда, 1985. С. 138,

вступление, и развитие темы, ее разработка и усложнение, противоположные позиции сходятся в контрапункте, ища со­пряжения, взаимодополнения и гармонии, минуя фальшь, стремясь к чистому звуку искренности. Но попасть в этот мир можно, только выполняя определенные правила. Среди этих правил следует выделить:

— установка на искренность и установка на открытость;

— гарантия защищенности или безопасности ситуации;

— доверие психологу (основанное на том, что психолог не может нанести вреда, преследовать личные корыстные цели или быть некомпетентным) и обоюдное доверие друг к другу;

— наличие исследовательской задачи, достижение тех или иных целей исследования.

Роли интервьюера (психолога) и обследуемого не симмет­ричны, хотя направлены на решение одной задачи — иссле­дование тех или иных психических 'явлений. Роли участни­ков диалога отличаются прежде всего по своему отношению к задаче беседы. Если психолог (опрашивающий) является носителем исследовательской задачи и цели, то обследуемый находится в более неопределенной ситуации, волен принимать эту цель или не принимать. Соответствующие варианты от­ношений участников к задаче беседы представляют собой психологически разные ситуации и требуют как разного вклю­чения в эти ситуации, так и различных тактик и форм веде­ния беседы. Так сразу в этом пункте расходятся беседа ис­ключительно исследовательская и беседа диагностическая> беседа психотерапевтическая (реализующая и задачи иссле-дования), беседа профориентационная (также решающая ис­следовательские задачи). Предполагается, что испытуемый или обследуемый в ходе беседы должен решать определенные психологические задачи «на отражение & психических процес­сов (собстве

нно в ходе решения которых и порождаются пси­хологические явления). Необходимо подчеркнуть, что несмот­ря на традиционные представления об отражательной приро­де психического, собственно в режиме отражения психика

42__________________„„__„___

работает довольно редко и решение такой задачи предполага­ет достаточно высокий уровень психического развития и тре­бует специально организованной деятельности («психологи­ческой» деятельности). От того, как эта деятельность органи­зована в ходе беседы, будут зависеть в значительной степени и ее результаты.

Коснемся «выпадения* из ситуации, или ее разрушения. Может возникнуть вопрос, не является ли так описанная си­туация проведения беседы фантомом, плодом воображения? Да, конечно^ ситуация проведения беседы, как она выше пред­ставлена, с ее 4 говорящими * предметами» особыми социальны­ми пространствами и зонами, которая вся иносказание и сим­вол, с ее правилами переходов и связей событий, существует в воображении участников, В противном случае ситуация распадается, и то, что казалось значимым и важным, вдруг теряет свою ценность, смысл ситуации изменяется, преобра­зуется. Вспомните, как неуместный кашель и шуршание оберт­кой во время концерта могут моментально вывести из погру­женности, захваченности тем или иным музыкальным про­изведением, такое же разрушение произведут одна неверно взятая нота, неловко сшитый костюм или выбившаяся прядь волос исполнителя, мешающая ему играть и доставляющая ему немало неудобств. Или другой пример. Девушке нравит­ся молодой человек. Однажды кто-то из подруг встречает ее в театр

е и на следующий день в присутствии друзей замечает: «Ас кем это ты вчера была в театре? У него усы как у мор­жа»» Усы как у моржа — очень точно сказано! Этого замеча­ния оказывается вполне достаточно, чтобы разрушить создан­ный образ и «идеал* превратить в посмешище. Да он же сме­шон своими моржовыми усами! Ситуация полностью измени­ла свой смысл.

«Выпадение» из ситуации беседы происходит, когда чело­век перестает существовать по ее законам и нормам. Так, могут быть нарушены нормы, составляющие собственно ситуацию психологической беседы, например, психолог может оказаться недостаточно искренним или компетентным> недостаточно ясной и правдоподобной представится цель беседы и т. п. Та-

______________^___^______________________________43

кие нарушения можно сравнить с фальшивой нотой во время концерта.

Однако помимо таких содержательных причин мир бесе­ды часто разрушается внешними событиями, нарушением правил «погружения» в ситуацию, изоляции данной социаль­ной зоны (аналогично кашлю в зале, шуршанию оберткой). Это может быть назойливое заглядывание в комнату, где про­ходит беседа, вызов психолога (типа «Маша, привет* Тебя шеф требует») или вызов обследуемого, неожиданный телефонный звонок, какие-нибудь часы с боем и т, п. «Выпадение» из ситуации или «отсутствие», «не-тут-присутствием выражает­ся исчезновением интереса к беседе, желанием побыстрее за­кончить обследование, пассивностью и формальностью. На­пример, «если ребенок, слушая вас, глядит вам в лицо и, улы­баясь, устремляет взгляд в ваши глаза — можете быть увере­ны, что вы общаетесь- Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отворачивается или наклонил голову, за­интересованно рассматривая жука в траве, — и общение пре­рвалось: его сменила познавательная деятельность ребенка П.

Наконец, можно выделить специальные события типа при­веденного выше примера с девушкой, когда изменяется смысл ситуации, в ней находятся признаки другой ситуации (с дру­гой системой норм) и происходит ее перерождение: в объекте поклонения находят смешные черточки и патетическая ситу­ация может превратиться в фарс и пародию, исповедь — в насмешку ит.п,; это — примеры «снижения» ситуации, но ряд событий может привести к другим трансформациям: на-пример, превращение ситуации психологического исследова­ния в интимную беседу (так, обращение типа «ты» способству­ет данному переходу).

Выше был проведен нормативный анализ ситуации про­ведения беседы, выделены ее правила и требования, возмож­ные альтернативы поведения. Далее рассмотрим вопрос о вли­янии конкретных целей и позиций участников на содержа­ние беседы.

1 Лисина М, И, Проблемы онтогенеза общения. М,: Педагогика, 1986. С. 10.

44___________________^__^_________

< Назад | Дальше >