Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

______________ 37

личность. Этот пример не только наглядно доказывает, каково значение социальной ситуации в формировании отношения к беседе, но и позволяет увидеть, как социальная ситуация со­здается и задается конкретными действиями психолога.

Однако включенность психологической беседы в систему социальных связей общества, в его организационную струк­туру — только одна сторона отношений психологического исследования и его социального контекста. Как уже подчер­кивалось выше, эти отношения носят неоднозначный харак­тер. Другая грань указанных взаимоотношений прямо про­тивоположна первой и характеризуется выключенностью пси­хологической беседы из системы социальных связей челове­ка, и это существенное условие метода.

Изоляция беседы от социальной жизни достигается, конеч­но, прежде всего заверениями психолога и тем самым учреж­дений, организаций, которые он представляет, в соблюдении профессиональной тайны (и действительным ее соблюдением), а также самим независимым статусом психолога. Важно, что­бы беседа не проводилась в присутствии третьих лиц, не мог­ла прослушиваться или быть случайно услышана. Однако помимо этого используются различные приемы, подчеркива­ющие * выход* из обычной системы связей человека. Местом проведения беседы поэтому желательно выбирать изолирован­ные , нейтральные помещения, не связанные с местом рабо­ты, учебы, семейной жизнью» Особый статус ситуации пси­хологического исследования подчеркивается и атрибутикой помещения. Отсутствие знаков традиционных официальных учреждений должно сочетаться с собственной символикой» ас­социирующейся с безопасностью, удобством, терпимостью и свободой поведения. Плотные шторы и приглушенный свет являются, конечно, знаками безопасности и изоляции, при­бавьте к этом

у удобную, не кабинетную мебель, ее свободную расстановку по комнате, лишенную геометрической правиль­ности (и сесть можно в разных местах, где вам удобнее), сво­бодную, непринужденную позу психолога, сидящего часто по ту же сторону стола или наискосок, его достаточно раскован­ное поведение и демократичную внешность»

38________________________________________________________

Особенным образом подчеркивается «граница*, момент вхождения в иную социальную и культурную зону: это мо­жет быть музыка, переход в другое помещение, легкая пере­становка мебели, изменение освещения, определенный путь, который надо проделать до комнаты, где будет проходить бе­седа, иногда какая-то условная фраза, ритуал, разнообразные пространственные границы (линия, дверь, угол) и другие со­бытия- «отграничители*, отделяющие социальное пространство беседы от пространства обычной жизни и связей человека*

Беседа должна еще и привлечь человека- Необходимость заинтересовать всех, самых разных людей или, по крайней мере, не отпугнуть, делает тактику отсутствия нарочитости и определенной нейтральности одной из эффективных.

Вспомните, например, как осматривает комнату Ставрогин и как в решающую минуту «принять» Тихона и начать откровен­ную беседу ему помогла как раз информация о широких свет­ских интересах Тихона — еще одна точка соприкосновения — по­черпнутая из обстановки комнаты* Приведем описание кельи Ти­хона: *Две комнаты> составлявшие келью Тихона, были убраны тоже как-то странно. Рядом с дубоватою старинною мебелью с протертой кожей стояли три-четыре изящные вещицы: богатей­шее покойное кресло, большой письменный стол превосходной отделки, изящный резной шкаф для книг, столики, этажерки — все дареное. Был дорогой бухарский ковер, а рядом с ним и ци­новки. Были гравюры "светского" содержания из времен мифо­логических, и тут же, в углу, большой киот с сиявшими золотом и серебром иконами, из которых одна древнейших времен * с мо­щами* Библиотека тоже, говорили, была составлена слишком уж многоразлично и противуположно: рядом с сочинениями вели­ких святителей и подвижников христианства находились сочи­нения театральные, а мо

жет быть, и еще хуже** Богатая семан­тика этой комнаты выражает как странность и нетрадиционность обстановки, так и многообразие духовных интересов хозяина. Контраст с окружением этого помещения тем больше, что нахо­дится оно на территории монастыря» Описывается Достоевским и момент «перехода» в иную социальную «зону* (зону безопас­ности и откровения, духовного общения — исповеди у святите­ля Тихона): не случайно длинное описание разнообразных сим­волических «границ* и «дорог» — оград, дверей, переходов и

____________________________ 39

т\ п* «Пограничные* события подчеркивают особый статус про-исходящего^ а окружающие готовы вступить со Ставрогиным в доверительное общение: «Наконец около половины одиннадца­того дошел он [Ставрогин] к вратам нашего Спасо-Ефимьевского Богородского монастыря, на краю города, у реки* <.„> Войдя в ограду, он спросил у первого попавшегося ему служки: как пройти к проживавшему в монастыре на спокое архиерею Тихону. Служ­ка принялся кланяться [особая значимость события] и тотчас же повел его. У крылечка, в конце длинного двухэтажного корпуса, властно и проворно отбил его у служки повстречавшийся с ними толстый и седой монах и повел его длинным узким коридором, тоже все кланяясь <„.> и все приглашая пожаловать, хотя Став­рогин и без того шел за ним [приглашение монаха более много­значительно, чем указание направления — это символическое предложение войти в иную социальную ситуацию]. Монах все предлагал какие-то вопросы и говорил об отце архимандрите; не получая же ответов, становился все почтительнее [такая почти­те

льность в ответ на молчание — свидетельство неравенства ста­тусов: либо это выражает отношение взрослого к ребенку, кото­рому многое дозволено, либо, наоборот, выражает подобострас­тие к вышестоящему в социальной иерархии], Ставрогин заме­тил, что его здесь знают, хотя, сколько помнилось ему, он здесь бывал только в детстве [переход в новую социальную зону осу­ществляется через апелляцию к миру детства, также традици­онно не включаемого во взрослую социальную жизнь, отсюда и «детская* символика в поведении Ставрогина]. Когда дошли до двери в самом конце коридора, монах отворил ее как бы власт­ною рукой [кульминационная, последняя граница, обозначающая переход, и указующий, лишенный и лишающий колебаний и возможности отступления жест], фамильярно осведомился у под­скочившего келейника, можно ль войти [демонстрируется воз­можность бесцеремонного обращения с Тихоном], и, даже, не выж­дав ответа, отмахнул совсем дверь [чисто символическое действие, обозначающее «вход*, а по отношению к переходу — «подход*, обозна

чение собственно вхождения, некоторое дополнительное при­глашение после кульминационного преодоления последней грани­цы] и, наклонившись» пропустил мимо себя "дорогого" посетите­ля: получив же благодарность, быстро скрылся, точно бежал [фун­кция Харона (в данном случае Харон — перевозчик из одной со­циальной зоны или ситуации в другую) выполнена, прощание же неуместно, так как оно отмечает завершение деятельности, «вы­ход* из ситуации, а не «вход» в нее]».

40 ___„______^^________

В свете всего вышесказанного новый смысл приобретает и требование «найти удачное место» проведения беседы. Это место, семантика которого бы полностью соответствовала задачам беседы. Тогда окружение выступает в качестве опор, с помощью которых человек включается в данную ситуа­цию и принимает задачи. Для иллюстрации приведем один пример, который хотя и не связан с проведением беседы, но ярко демонстрирует психологическую функцию симво­лических событий-настройщиков (настраивающих на опре­деленную ситуацию и деятельность) в организации деятель­ности субъекта»

В историческом романе А- Виноградова приводится рассказ о кабинете И, Канта и той обстановке, которая его окружала во время работы. Из окна кабинета Открывался вид на тонкий шпиль кирки, которая была предметом особой любви профес­сора* «Он [Кант] рассказывал, что когда писал "Пролегомены" и "Критику чистого разума", то этот стройный шпиль был имен­но тем пунктом, на котором он фиксировал свое зрение, чтобы сосредоточиться, И вот однажды сосед построил каменный бран­дмауер, загородивший от взоров профессора Канта кирку- Имен­но с этого времени профессор Кант стал писать "Критику прак­тического разума", которая, как вы знаете, является полной сдачей позиций, с таким трудом отвоеванных человеческим гением в "Критике чистого разума". Выкуп этого брандмауера стоил Канту довольно дорого. Он долго копил для выкупа день­ги. Но когда каменщики сломали брандмауер и кирка вновь предстала перед глазами мудреца, он уже за протекшие годы потерял остроту зрения. Коперник, сделавшийся Птолемеем, не смог вернуться на прежнюю

дорогу*1.

Описав более широкий социальный контекст психологичес­кого исследования, обратимся собственно к требованиям, нор­мам и правилам поведения в ситуации беседы•

Внутренний мир беседы, подобно миру музыкального про­изведения, является замкнутой и самодостаточной организа­цией, обладающей своей логикой и законами, В нем есть и

< Назад | Дальше >