Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

1 См* Хараш А У. Восприятие человека как воздействие на его пове­дение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях по­знания людьми друг друга) // Психология межличностного позна­ния. М,: Педагогика, 1981.

2 См. там же* С. 40.

34________________________________________________________

в рамках которого может быть описан метод беседы в психо­логии, представлена его сущность и структура.

Анализ ситуации проведения беседы

Беседа между обследуемым и психологом проходит в опре­деленной ситуации. Что включает в себя понятие ситуации в данном случае и какое значение последняя играет в самой беседе? Первая и достаточно распространенная точка зрения сводит понятие ситуации к обстановке проведения беседы, ее пространственной организации и внешнему оформлению, В руководствах по технике интервьюирования, клинической психологии и психотерапии можно найти конкретные указа­ния по выбору места и времени проведения беседы, оформле­нию кабинета. «Для успокаивающего действия психотерапев­тическому кабинету лучше быть полутемным, с занавешен­ными окнами (чтобы пациента не было видно с улицы), на­стольной лампой и глубокой тййшной. Обставлен он может быть в любом духе врача, но лучше проще, по-домашнему*1, — указывается в руководстве по психотерапии. Согласно другой точке зрения, ситуация представляет собой систему или со-вокупность социальных значений тех моментовт которые ее составляют. Третья точка зрения еще больше расширяет по­нятие ситуац

ии, выводит его за пределы чувственно наблю­даемого и отделяет от поверхностно физикалистского пред­ставления об обстановке: оно включает в себя правила и нор* мы поведения, социальное значение и статус данной ситуа­ции, И, наконец, еще одна грань понятия ситуации раскры­вается в представлениях о так называемой психологической ситуации > не сводимой ни к «физической* (обстановке, сре­де), ни к социальной ситуации {т. е. нормам и правилам по­ведения, взятым из более широкого социального контекста). Психологическая ситуация представляет собой позицию от­дельно взятой личности, это социальная ситуация в ее субъек-

1 Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е, Рожнова. Ташкент; Медицина, 1979, С, 139.

____________________________________________________35

тивных координатах» отражающих тот индивидуальный смысл и значение, которые имеют для человека как окружающие его предметы, так и принятые в данных обстоятельствах нор­мы и правила поведения. Индивидуальный, личностный смысл ситуации и порождает психологическую задачу деятель­ности субъекта в данных условиях.

Представление о ситуации как о структурном моменте де­ятельности близко понятию психологической ситуации или психологического поля, а представление об объективных ус­ловиях, в которых осуществляется деятельность, во многом совпадает с понятием социальной ситуации, как бы предза-данной конкретной деятельности. Такая теоретическая модель позволяет анализировать как объективные условия — требо­вания, предъявляемые к деятельности человека в беседе (со­циальная ситуация), так и его субъективное «восприятие» этих условий, его субъективную позицию и задачи в беседе, а так­же предполагает анализ процесса перехода от «объективной» ситуации к «субъективной*, или иначе — процесса включе­ния человека в предлагаемую ему социальную ситуацию и способов, приемов этого включения. Таким образом, можно выделить:

— правила и нормы поведения в психологической беседе (исследовательской): что она означает, что разрешает, какие альтернативы поведения предлагает;

— некоторые позиции и цели участников беседы, их влия­ние на характер диалога;

— процесс и способы включения испытуемого в ситуацию беседы.

Начать нормативный анализ ситуации проведения беседы следует с описания широкого социального контекста, в кото­ром осуществляется конкретное исследование. С одной сторо­ны, надо учитывать, что оно всегда проводится той или иной организацией и психолог выступает как представитель и от лица данной организации (психолог обычно до индивидуальных бе­сед при первом знакомстве сообщает, какое учреждение он представляет). Значимым оказывается престиж, «слава» этой организации, характер связи между этим учреждением и

36____________________________________________

обследуемым (например, Министерство проводит исследование на предприятии или кафедра проводит исследование среди сту­дентов» психолог исследует больного в клинике и т. п.), соот­ношения статуса психолога и представляемого им учреждения с социальным статусом обследуемого, включенность психоло­га или лаборатории как подразделения в организацию, где про­водится исследование, или отсутствие административных связей между ними, возможность и наличие связей и взаимоотношений между психологом и обследуемым вне ситуации беседы ит.п.

Учет широкого социального контекста, в котором осуще­ствляется исследование, необходим при организации беседы* Приведем пример двух исследований автора, проводившихся среди студентов московских вузов. Студентам сообщалось, что в рамках деловой игры, в которой они должны будут принять участие, будет, проводиться также исследование, направлен­ное на изучение деловой игры как метода обучения и даль­нейшее совершенствование этого метода; для этих целей пред­полагается проведение индивидуальных собеседований с уча­стниками игры. Студентам представляли «психолога» и на­зывалось учреждение, которое он представляет — МГУ; ста­тус «психолога* тот же, что и испытуемых — студенты, ас­пиранты, В первом случае участниками игры были студенты Института управления, во втором — студенты Института меж­дународных отношений. * Управленцы * в целом с интересом восприняли информацию о предстоящем исследовании, к пси­хологу как представителю МГУ отнеслись с уважением (не­которые обследуемые в беседе рассказывали о родственниках, ко

торые учатся в МГУ, о своих собственных попытках посту­пить в университет ит.ш). В результате лишь несколько че­ловек отказались от обследования.

Совершенно иная картина наблюдалась в Институте меж­дународных отношений. Сообщение о предстоящем исследо­вании вызвало бурный протест со стороны студентов: ни пре­стиж МГУ, ни интригующее обстоятельство беседы с психо­логом не произвели впечатленияt студенты выражали неже­лание тратить впустую время и «бузили». Выражалось актив­ное недовольство, возмущение по поводу покушения на их

< Назад | Дальше >