Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

проективные методики

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А. М. Айламазьян "Метод беседы в психологии"

Учитывая вышеизложенное, становится понятен и смысл многих требований, предъявляемых к интервью, принципов его организации и способов описания. Прежде всего ясно, почему центральным моментом метода и его основным инст­рументом выступает вопрос. Изолированные вопросы высту­пают в роли независимых переменных- Выводы о связи неза­висимой и зависимой переменных можно делать на основа­нии обобщения большого числа количественных исследова­ний; только в этом случае, опираясь на законы статистики, можно говорить о случайном совпадении типа вопроса и типа ответа. Поэтому применяются массовые опросы, а установлен­ные в результате закономерности носят случайный характер. Однако, чтобы можно было обобщать, данные должны быть сравнимы. Сравнимость или сопоставимость данных — одно из основных требований, предъявляемых к методу опроса. Со­поставимости можно добиться полной стандартизацией воп­росов, ответов и всей ситуации проведения интервью. Э. Но­эль, автор книги, посвященной методике массовых опросов, и директор Институ

та демоскопии в ФРГ, пишет: «На пер­вом месте ранговой шкалы ценностей, которую всегда следу­ет иметь в виду при планировании исследования, находятся: сопоставимость, единообразие обследования и альтернатив ответов, унифицированное фиксирование реакций и призна­ков».*1 и далее: «На первом месте стоит требование "инвари-

1 Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М>: Прогресс, 1978. С. 58.

____________________________________________________17

антности'Ч В ходе обследования ничто не должно меняться; единообразие, сопоставимость процесса сбора данных — это предварительное условие счета...»1.

Другим условием возможности вывода о наличии однознач­ной связи между изучаемыми явлениями является отсутствие действия в тот же момент времени еще каких-либо факторов или сил, единственным действующим раздражителем должен выступить вопрос интервьюера. Для выполнения этого усло­вия прибегают к изоляции изучаемых явлений тем или иным образом, а также к максимальному упрощению и стандарти­зации всех существующих условий. Так, интервью представ­ляет собой не замкнутое целое, а сумму вопросов; близкие по тематике вопросы часто отделяются друг от друга или боль­шим временным интервалом или так называемыми «гасящи­ми», «амортизирующими» вопросами. Это делается для пре­дотвращения влияния только что обсуждавшихся тем на пос­ледующие. Например, между двумя сериями вопросов об уста­новке по отношению к программе радиовещания опрашивае­мому предъявляют картинку, на которой изображены одно­квартирные дома, и просят его сказать, какой из них ему больше всего хотелось бы иметь2.

Наибольшие трудности возникают при попытке контроли­ровать сам процесс интервьюирования. Задача состоит в умень­шении субъективности результатов, вводимой субъектами, участниками интервью. В этом и состоит смысл ряда предла­гаемых правил и процедур: задаются определенные правила поведения интервьюера, ему вменяется нейтральное поведе­ние, обязательно точное дословное воспроизведение вопросов и их последовательности, отсутствие разъяснений по поводу вопросов, индивидуального подхода и изменений в интервью в целях приспособления к уровню образования, словарному запасу ит.п, опрашиваемого, предлагается даже соблюдать одинаковый временной интервал, в течение которого интер­вьюируемый обдумывает ответ на вопрос,

1 Там же. С, 59.

2 См. там же.

18 _______

А как быть с «субъективным фактором* интервьюируемо­го? Как убрать разночтение вопросов, тот индивидуальный смысл, который может придать им опрашиваемый, ит.л,? Эта проблема имеется в виду, когда выдвигается требование досто­верности сообщаемой информации; она решается прежде все­го путем отбора опрашиваемых. Такой принцип позволяет ис­ключать из результатов целый ряд данных и фактов (недосто­верную информацию). Производится оценка компетенции ин­тервьюируемого, уровня его общей культуры и кругозора. Дли­тельная процедура вопросов анкеты, включая и пробные воп­росы, позволяет чисто эмпирически подобрать определенные вопросы и их формулировки, которые одинаково понимаются определенной группой людей. Опрашиваемых просят самим оценить достоверность своих ответов. Так, В. А* Ядов отмеча­ет, что люди с высоким уровнем образования способны оцени­вать вероятную достоверность своих сведений, тогда как рес­понденты с низким уровнем образования не могут этого делать1. Применяют вопросы, которые могут уточнять детали о

пред­мете информации или проверить на добросовестность. Приме­ром служит «шкала лжи» теста Айзенка* Вот эти вопросы: «Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?&; «Лю­бите ли Вы иной раз прихвастнуть? »; * Всегда ли Вы сразу от­вечаете на письма?»; «Приходилось ли Вам иногда говорить неправду? & и т* п.

Еще раз уточним, кто же и что же отсеивается в результате этих и некоторых других процедур? Нередко люди описывают события как очевидцы, не будучи ими; выносят оценки, не зная предмета; высказывают мнение, не заботясь об аргументах. Задача социолога — произвести тщательный отбор информа­торов2* С юридической точки зрения это может рассматриваться как искажение информации, но с психологической точки зре­ния — это безусловные факты, факты жизни человека «здесь и теперь* в ситуации интервьюирования.

1 См. Ядов В. А. Социологическое исследование* Методология, Про­грамма. Методы* М.: Наука, 1972.

2 См* там же*

_____________________________ 19

Мы описали вкратце явную логику метода, связанную с традиционной схемой экспериментального исследования, но есть и неявная его логика: это приемы установления контак­та с интервьюируемым, обеспечение приемлемого мотива уча­стия в интервью, правила последовательности вопросов и их формулировки.

Были получены и объективные факты, выявляющие актив­ность испытуемого и экспериментатора в ходе их взаимодей­ствия* Так, Р. Розентадь установил, что даже в тщательно контролируемых экспериментальных исследованиях экспери­ментатор неосознанно различными путями старается повли­ять на поведение своих испытуемых в направлении подтвер­ждения своих гипотез. С другой стороны, было доказано, что испытуемый дает ответы в зависимости от своего восприятия интервьюера или экспериментатора, Дж, Матараззо и А. Ванне показали, что уже небольшие изменения (несодержательного характера) в вербальном поведении интервьюера модифици­руют и речь интервьюируемых. Следовательно, на поведение респондентов влияет не только содержание речи интервьюе­ра, но и ее формальные характеристики. Эти и ряд других исследований по существу фиксировали факты общения, активного субъективного отношения участников интервью друг к другу.

Какова же была реакция исследователей на эти факты? Можно наблюдать две диаметрально противоположные реак­ции. Первая позиция суть последовательное проведение тра­диционной и описанной выше точки зрения: эта позиция борь­бы с общением и диалогом в ситуации исследования с целью тем или иным способом исключить или, по крайней мере, уменьшить действие указанных «факторов^-помех. При этом реальность общения двух людей и существования субъекта рас­сматривается лишь как очередной побочный фактор, наряду с другими факторами, и не замечается принципиально иной, содержательной связи между ними, состоящей в том, что от­вет интервьюируемого возникает не как непосредственная ре­акция на вопрос интервьюера, а порождается им как субъек­том деятельности и общения. Можно> конечно, свести проце-

20______________________________________________

< Назад | Дальше >