Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Выготский Л.С. "Лекции по психологии"

Мне хотелось бы закончить указанием на то, в какой степени развитие детской воли, начиная с примитивных произвольных движений, совершающихся вначале по словесной инструкции, и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. В какой мере примитивные формы детской волевой деятельности представляют применение самим ребенком по отношению к самому себе тех способов, которые по отношению к нему применяет взрослый человек? В какой мере волевое поведение ребенка проявляется как своеобразная форма его социального поведения по отношению к самому себе?

Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету «раз, два, три», то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать, и мы никак не можем найти побудительного стимула для того, чтобы поднять себя. И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать, и, как говорит Джемс, мы незаметно для самих себя находим себя вставшими. Было бы чрезвычайно важно свести все эти данные, проследить их по возрастам и определить своеобразные стадии, или ступени, через которые проходит развитие детской воли.

Сейчас я опускаю это и закончу указанием на то, что мы имеем в этой области сравнительно редкие случаи, когда исследования патологической психологии, теоретически осмысляемые в плане как неврологической, так и генетической психологии, совпадают друг с другом и дают возможность по-новому подойти к решению важнейших вопросов психологии.

ЛИТЕРАТУРА

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., тт. 3,13, 20, 23, 25, ч. II. 29. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29.

***

БлейлерЭ. Аутистическое мышление. Одесса, 1927. Боровский В. М. Введение в сравнительную психологию. М., 1927. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1930. Гезелд Г. А. Педология раннего возраста М.; Л., 1932. Гроос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Л., 1929. ° Кречмер Э. Медицинская психология М., 192/.

Кюльпе О. Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии, 1914, № 16.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. M , 1930. Пиаже Ж- Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.

Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти т. М., 1956, т. 2. Сахаров Л. С. О методах исследования понятий. -Психология, 1930, т. III. Толстой Л. Н. Педагогические статьи. М., 1903. Толстой Л. Н. Собр. соч. в 11-ти т. М., 1893, тт. 10, 11. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. Успенский Г. И. Избранные произведения. М., 1949. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М., 1926. Фолькелып Г. Экспериментальная психология дошкольника. М., 1930. Шиф Ж- И. Развитие житейских и научных понятий: Дис. М., 1933. Шиф Ж. И. Развитие житейских и научных понятий. М., 1935. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922. ВпЫег Seh. Soziologische und psychologische Studien uber das erste Lebenjahr. Leipzig, 1927.

Buhler K. Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Leipzig, 1923. Delacroix H. S. Le langage et la pensee. Paris., 1924. Frisch K. Die Sprache der Bienen. Wien, 1928.

Hempelmann F. Tierpsychologie vom Standpunktedes Biologen. 1926. Kafka G. Handbuch der vergleichenden Psychologie. Munchen, 1922. Koffka K- Grundlagen der psychischen Entwicklung. Berlin, 1925. Kohler W. Aus Psychologie des Schimpanzen. - Psych. Forschung,1921, N 1. Kohler W. Intelligenzprufungen und Menschenaffen. Berlin, 1921. Learned W.S. A school system as an educational laboratory. Cambr., Mass., 1914. Lemaitre A. Observations sur le langage interieur des enfants. - Archives de Psychologie, 1905, N 4.

Levy-Bruhll L. Les fonctions mentales dans les societees primatives. Paris, 1922.

Meumann E. Die Entstehung der ersten Wortbedeutung beim Kinde. - Philosophische Studien, 1928, v. XX.

Plaget J. La causalite physigue chez l'enfant. Paris, 1926. Piaget J. Le langage et la pensee chez lengant. Paris, 1923. Piaget J. Psychologie de l'enseignement de l'histoire. - Bulletin trimestriel de la Conference Internationale pour l'enseignement de l'histoire, 1933, N 2. Rimat F. Intelligen zu Untersuchungen anschliessend und die Ach'sche Suchmethode, Leipzig, 1925.

Smidt B. Die Sprache und andere Ausdruckformen der Tiere. Berlin, 1923. Stern W. Person und Sache, I Band. Leipzig, 1905. Stern C, Stern W. Die Kindersprache. Berlin, 1928. ThorndikeE. R. The mental life of monkeys. N. Y.;L., 1901. YerkesR. M. The mental life os the moneys and apes. - Behaviour Monographs, 1916, III -I.

Yerkes R. M., Learned E. W. Chimpansee Intelligence and its vocal expression. Baltimore, 1925.

< Назад