Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Юрий Андреевич Ромашка "Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы."

Часто психологи спорят, дискутируют и устно, и на печатных страницах об интеллекте и эрудиции, особенно о том, можно ли их развивать.

А о чём тут спорить? Эрудиция – массив, некое количество информации, которым владеет конкретный индивид, владеет в том смысле, что может «выдать» её вербально (устно или письменно).

Интеллект же – это способность оперировать имеющейся информацией, анализировать, сравнивать, интегрировать её.

«Отмоделировав» эти понятия, можно сказать примерно так: эрудиция есть ёмкость «винчестера». Интеллект же – это аппаратный плюс программный «интерфейс». Можно, например, поставить на 386-й компьютер винчестер, скажем, от 3-го Pentium-a, да ещё набитый современной всякой всячиной, да с WIND-2000, - эрудиции получится много, а вот оперировать всей той прорвой «старичок» 386-й не сможет. Отсюда объяснение тому общеизвестному факту, что есть люди – «ходячие энциклопедии», но не способные к конструктивной производственной, научной, либо какой другой социальной деятельности.

Интеллект – «начинка» нашего «системного блока». Она, увы, задана Природой раз и навсегда и «абгрейду» не подлежит! Поэтому, если эрудицию можно развивать, при достаточном количестве ресурсов «железа», то развивать интеллект, - сами понимаете…

Всё изобилие существующих ныне терминов типа: «воля, мотивация, эмоция, способность к обучению, обсессивность, дезинтеграция…» и т.д. и т.п., которыми так любит оперировать современная психология и психиатрия, но не может объяснить их сути, легко можно заменить одним простым, но исчерпывающим понятием: ПРОГРАММНЫЙ ИНТЕРФЕЙС человека! А всё множество применяемых терминов - это программы, которые работают в нашей психике, одни по нашей «воле», другие без неё. В компьютере ведь также: одними программами сознательно манипулирует оператор (это, в основном, приложения), большинство же «обслуживающих» программ функционируют автоматически.

Вот этот-то программный интерфейс можно и нужно развивать! Но можно – лишь до функционального предела «начинки системного блока».

Если педагогическая психология приемлет содержание нескольких последних абзацев, думаю, ей «станет легче».

Итак:

Нормальная психика – это нормально работающий компьютер.

Психика с любыми отклонениями – это компьютер с вирусами или «троянами», или поломанным «железом».

Здесь напомню, что современная психиатрия только описывает симптоматику и классифицирует психические расстройства, но никак, если говорить о радикальности, не лечит эти расстройства.

Стоит только принять предлагаемую мною модель за основу, становятся легко объяснимыми все психические болезни. Контаминация (искажённое соитие уже имевшихся программ, или конфликт аппаратного интерфейса) плюс заражение информационными вирусами или «троянами» – вот вам и причина и «пограничных» неврозов, и тяжёлой формы шизофрении. Для тех, кто серьёзно и вдумчиво отнесётся ко всему, что я здесь изложил, предложу задачу.

Если компьютер настолько «отбился от рук», что никакие «лечебные», типа очистки или дефрагментации диска, или проверки на вирусы.., программы не помогают, что делают? Правильно, - заново форматируют жёсткий диск. А человеческий «винт» можно «отформатировать» заново? Можно! Кстати, инсулиновые комы для тяжёлых психотических больных – это уже попытка «форматирования»!

И ещё раз – можно! Если внимательно вглядеться в то, что за прошедшие лет 30 исследовано и описано в области танатологии. Любопытным советую повнимательней почитать работы С. Грофа.

Предлагаемая модель позволит на практике излечивать даже тяжёлые формы психических расстройств (у автора есть уникальный опыт лечения эндогенных депрессий, навязчивых состояний – булемий, с ремиссиями вот уже более 7 лет), но эта тема за рамками данной статьи.

Прошу читателя не рассматривать представленную модель как единственно возможную на сегодняшнем этапе развития психологии. Она – модель – лишь информация к размышлению, но и к активному действию тоже!

< Назад | Дальше >