Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Юрий Андреевич Ромашка "Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы."

В начале своей работы я позволил себе «бросить критический взгляд» на работу «Психологическая наука в России в 20-м столетии», посетовал на авторов за то, что они, проведя анализ, не предложили никакого синтеза.

Попробую взять на себя смелость сделать это за них. Для самооправдания и самоуспокоения напомню читателю, что имею за своими плечами квалификацию психиатра, психотерапевта и немалый практический опыт. С учётом всего изложенного выше, я как представитель точных наук по своему образованию, хочу попытаться предложить возможный алгоритм выхода из положения застоя, в котором сейчас находится психологическая наука – пока «чисто гуманитарная».

Для лучшего понимания дальнейшего изложения ревизии основ психологии необходима преамбула. Она заключена в следующем:

Гносеологии с ещё догёделевских времён была известна такая особенность процесса построения любых, даже самых доказательных теорий, как моделирование.

Это означает, что любое суждение, любое описание какого-либо предмета или явления есть только МОДЕЛЬ оных, пусть и приближающаяся к оным на 99,99…%. То есть: 1) процесс познания мира не возможен без моделирования, 2) абсолютная истина не достижима. Великий Гёдель, зная всё это эмпирически, доказал данный постулат математически.

Уважаемые мною господа Бэндлер и Гриндер по этому поводу выразились образно, ёмко и в самую точку: «У человека всё хорошо, пока он в своих суждениях и вытекающих из них поступках придерживается правила кавычек…»

Психологическая наука 20-го века, к сожалению, допустила две роковых ошибки:

1)будучи «дочерью» нескольких фундаментальных дисциплин, оторвалась от своих корней, присвоила себе статус всеобъемлющей и прекратила апеллировать при попытках совершенствования своей фундаментальной теории (или создания новой) к естественным наукам.

2) Психология забыла о правиле моделирования и правиле «кавычек».

Кажущегося, на первый взгляд, противоречия пункта «1)» тому, что я писал выше о сближении психологии и точных наук, на самом деле нет. Да, психология черпает достижения физики и кибернетики для решения некоторых практических задач «сегодняшнего дня», но даже не делает попытки взять за первооснову самой себя крупные открытия этих наук.

В общем, госпожа Психология продолжает вариться в собственном соку, игнорируя принцип метасистемности.

Справедливости ради, следует уточнить, что сказанное в последнем абзаце относится, опять-таки, к «официальной психологии». Есть немалое число психологов и психотерапевтов, и учёных, и «чистых» практиков, исповедующих нестандартные подходы. Будь то иначе, - откуда бы я почерпнул всю информацию, которую в конспективном виде излагаю в этой работе? Маленькую ремарку хочется дать для уточнения терминологии (слишком много нарицательных существительных сейчас развелось с приставкой «психо»).

Психолог – это изучающий и практикующий психологию. Психиатр и психотерапевт – это психолог с высшим медицинским образованием. Добавлю, что это только моё личное суждение для простоты и удобства понимания «кто есть кто» и чем каждый, соответственно, должен заниматься.

Перехожу к основному.

Первое, что следует сделать – договориться о терминологии, свести к необходимому и достаточному минимуму количество основных терминов, исключить возможность их разночтения и вольного толкования.

Второе: построить некую модель человеческой психики и происходящих в ней процессов сходную (подобную) с уже изученными и апробированными феноменами из области физики и кибернетики. Почему надо проводить аналогию именно с последними? Только потому, что реальные теоретические и практические достижения этих наук за последние 100 лет наиболее осязаемы (конечно – лишь на базе достижений Великой Математики).

Итак, термины. Поскольку психология изучает психику, с психики и начну.

Психика человека есть полевая информационная субстанция, присущая конкретному субъекту от момента его биологического зачатия до момента его биологической смерти, но не исчезающая с момента биологической смерти субъекта, а остающаяся подсистемой, интегрированной в едином информационном поле.

< Назад | Дальше >